Комедии-балеты и другие жанры XVII века
06.03.2011 в 14:39

В XVII веке балетные спектакли становятся более разнообразными, композиции их усложняются. Танец обогащается новыми приемами и движениями.

Балетные спектакли XVII века были в основном аллегорические. Они отличались сложностью машинной техники, разнообразием и богатством костюмов, большим количеством актов: от трех до пяти. Каждый акт в свою очередь содержал три, шесть, девять или двенадцать выходов, а в заключение давался «большой балет», который состоял из куранты, сарабанды, гавота, менуэта, ригодона. В «большом балете» могли танцевать только знатные аристократы во главе с королем в специальных костюмах. Танцевальная техника требовала особой подготовки.

В балетах часто танцевал Людовик XIV вместе с любителями-аристократами. Они исполняли роли богов или благородных героев. На сложные характерные танцы приглашали актеров-профессионалов. Король и придворные танцевали в масках.

Все роли в балетах исполняли мужчины. В 1681 году на публичной сцене впервые появились женщины в балете Шарля Бошана «Триумф любви». Среди танцовщиц была и знаменитая балерина Лафонтен.
Замечательным событием стало открытие во Франции в 1661 году Королевской академии танца. Тринадцать академиков во главе с балетмейстером Шарлем Бошаном должны были развивать дальше благородное искусство танца. Они собирались раз в месяц в кабачке «Деревянный меч», беседовали о танцах,
размышляли об их усовершенствовании, искали пути их исправления от искажений. В центре внимания академиков был бытовой танец. Деятельность академиков способствовала развитию и сценического танца, чистоте его исполнения, канонизации хореографических композиций, движений. В академии экзаменовали '
преподавателей бальных танцев, выдавали им дипломы, утверждали новые бальные танцы.

В XVII веке появляется новый жанр — комедия-балет. Основатель этого жанра — великий французский драматург, актер и режиссер Жан Батист Мольер (Поклен) (1622— 1673). Оригинальным соединением музыки, танца и действия он способствовал появлению в будущем балета-комедии. В спектаклях «Докучные», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Господин де Пурсоньяк» Мольер выступал и как актер, и как танцовщик. Он внес в жанр комедии-балета глубокую содержательность, обновил старые парадно-пасторальные сценические формы.

Танцы для комедий-балетов Мольера, опер-балетов, дивер-тисментов ставил Пьер Бошан (1636—1705). За свою долгую жизнь он много сделал для развития классического танца: ввел пять позиций ног, разработал свою систему сценического

танца. 21 год он был балетмейстером французской Королев¬ской академии музыки, как тогда называли театр оперы и бале¬та в Париже.

Музыку для балетов сочинял известный композитор того времени Жан Батист Люлли (1632—1687). Скрипач, композитор, танцовщик, именно он определял тогда во Франции стиль придворной оперы, оказывая тем самым большое вли¬ние и на развитие, балета. Его знаменитый «Гавот» танцуют многие балерины и в наши дни.
В Англии XVII века во времена Карла II театр тоже включал в свои спектакли бытовые танцы. И этим во многом он обязан гениальному Шекспиру. Почти в каждом его произведении описываются танцы, танцевальные празднества, шествия, маскарады. Герои «Напрасных усилий любви» танцуют хей, в «Ромео и Джульетте» описан целый придворный бал, в «Двенадцатой ночи» танцуют гальярду и скользящую куранту. Шотландская жига, межер, синкпейс, мореска, менуэт, пантомимно-танцевальные действия, свадьбы, описанные Шекспиром, составля¬ют антологию хореографических произведений Англии XVII века.

В высших кругах Англии XVII века танцуют павану, гальярду, куранту, вольту, броль, джигу. Эти танцы украшают театрализованные празднества и маскарады, а также выступления бродячих трупп. Знаменитые представления английских комиков Ричарда Тарлтона и Уильяма Кемпа не обходились без танцевальных сценок.

В XVI — первой половине XVII века получил распространение особый жанр театральных представлений — маски, в которых танцевали ряженые, в масках знатные любители. Английский драматург Бен Джонсон, современник В. Шекспира, был одним из крупнейших авторов масок. Маски перекликались с балетами Франции. Сюжеты их были на аллегорические, пасторально-мифологические темы. Лучшие маски — спектакли-маскарады с пением, танцами, пантомимой, декламацией — на¬зывались: «Маска прекрасного Лондона», «Маска красоты», «Балет черных нимф», «Призывы Купидона». В антимасках — комических, гротесковых спектаклях на бытовые темы — персонажами могли быть невежество, подозрение, злословие, гнев. Выступали в антимасках артисты-профессионалы. Маски и антимаски строились на резких контрастах реального и фантастического, натурализма и аллегории. Жанр маски — один из первых опытов создания в Англии хореографического театра.

МЫ