Позиций ног в классическом танце пять. В I позиции обе ступни соединены пятками и образуют одну прямую линию.
Во II позиция ступни также находятся на одной линии, но между пятками выдерживается расстояние, равное длине ступни.
В III позиции ступни соприкасаются, закрывая друг друга на половину своей длины.
В IV позиции ступни располагаются параллельно одна по отношению к другой на расстоянии, равном длине ступни.
В V позиции ступни соединены и полностью закрывают друг друга, при этом пятка одной ноги соприкасается с носком другой.
Во всех пяти позициях ноги выворотны. Ступни плотно и равномерно примыкают к полу, без навала на большой палец или на мизинец.
Центр тяжести тела точно распределяется на обе ноги. Колени подтянуты, причем во II и IV позиции они представляют собой прямую, а не вогнутую линию.
Сначала рекомендуется изучать I и II позиции ног, стоя лицом к станку, выдерживая каждую из них по восемь тактов.
Руки при этом свободно, на ширине плеч лежат на станке, прикасаясь к нему кистями, локти слегка опущены вниз. Корпус удерживается прямо, диафрагма и тазобедренная часть тела подтянуты, плечи свободно раскрыты и опущены. Голова удерживается en face, взгляд обращен прямо перед собой, шея и мышцы лица не напряжены.
Недопустимо «висеть» на станке, наваливаться на него, смотреть вниз или по сторонам.
Далее можно переходить к укреплению I и II позиций при помощи demi-plie. Затем учеников знакомят с III и V позициями по той же схеме.
Позиции ног осваиваются так же, как исходное и конечное положение battement tendu и других простейших движений экзерсиса у станка.
Последней изучается IV позиция как наиболее трудная.
Все правила выполнения позиций не только во время их разучивания, но и на всем протяжении курса обучения должны соблюдаться безукоризпенно. Малейшая неточность в их исполнении приведет не только к утрате выворотности и четкости движения ног, но и всей фигуры ученика.
Позиции классического танца учат правильно стоять на двух ногах. Вместе с тем многие упражнения исполняются на одной ноге. Нога, свободная от опоры, в это время двигается или фиксирует какое-либо положение по строго определенным правилам. Если, например, стоя в V позиции, отвести одну ногу на носок или поднять на 25°, 45° и 90° в одном из трех возможных направлений, это означает, что она находится во II или IV позиции. Нога, согнутая в колене, может занимать возле опорной ноги только следующие положения: «на щиколотке» (sur le cou-de-pied), «у икры» и «у колена», а опорная нога Может оставаться вытянутой, испол-нить plie или releve на полупальцы.
Все это вместе взятое определяет элементарную основу движения ног, принятую школой классического танца, и осваивается при Помощи специальных упражнений.