БОГАТСТВА РУССКОГО КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА
17.03.2011 в 22:52

Русский балет... выработал замечательные национальные традиции, связанные с народным пониманием совершенства танцевального искусства. Эти традиции передавались из поколения в поколение в течение почти двухсот лет...
Использовав в процессе становления достижения других балетных школ, русский балет сложился как национальная школа, для которой характерны жизненность, правдивость, глубокая содержательность
.

Ю. Бахрушин

Прошло более 300 лет со дня представления в России первого балетного спектакля — «Балета об Орфее и Эвридике». И се¬годня авторитет русского балета так высок, что нет в мире балет¬ного театра, на сцене которого не исполнялись бы полностью или в отрывках балеты русских или советских композиторов и, прежде всего, балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Белый лебедь стал эмблемой русского балетного театра. Своеобразие, национальная окраска, неповто¬римость хореографических образов создавались совместными уси¬лиями балетмейстеров, композиторов, художников, артистов на основе русской народной культуры.
Зарождение различных танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. Точно установить время появления плясок очень трудно. Так, старинные изображения пляшущих людей — литые серебрянные фигурки — найдены в одном из кладов на Киевщине. Советские ученые считают, что сделаны они были в VI веке н. э. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Об этом свидетельствуют такие выраже¬ния, как «играть песню», «ходить песню», «водить песню». Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержа¬тельность. В своих записках ученый и писатель XVIII века Якоб Штелин, немец по происхождению, но живший в России, отме¬чал: «Во всем государстве среди простого народа издавна су¬ществует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. (...)
Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или моло¬дой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской» .
Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, отображающие трудовые процессы. Обычно их исполняли в то время года, когда производились те или иные сельскохо¬зяйственные работы. Часто вместе с трудовыми танцами испол¬нялись и любовные. Например, пляска-игра «А мы просо сеяли, сеяли» имела форму вокально-танцевального диалога. В ней изображался процесс сеяния проса, а солисты одновременно передавали в танце выбор и похищение невесты. Пляска-игра объединяла обряд, связанный с пахотой и севом, и обряд сватовства и выдачи девушек замуж .
В древние времена были также пляски охотничьи, военные, религиозно-культовые, возникновение которых связано с покло¬нением какому-либо божеству, чаще всего солнцу. Пробуждение природы от зимнего сна славяне изображали в плясках-играх весеннего праздника «семик», или, как его еще называли, «руса¬лии». Во время этого праздника юноши и девушки водили хо¬роводы вокруг березки, прыгали через костры, гадали, устраи¬вали поминки на могилах родственников. Праздник семик увеко¬вечил в своем произведении композитор Степан Давыдов. В 1815 году на сценах московского и петербургского театров шел его дивертисмент «Семик, или Гулянье в Марьиной роще».
В день летнего солнцестояния, 23 июня, был праздник Ивана Купалы. Молодежь прыгала через костры, пускала венки по ре¬ке, водила хороводы. Осенью, как правило, славили плодород¬ную землю, справляли «обжинки», а в период зимнего солнце¬стояния — святки. На святках ряженые исполняли гротесковые, сатирические и комические танцы. За святками тоже с пляска¬ми, песнями и хороводами праздновали масленицу.
Каждое событие в жизни человека — свадьба, рождение мла¬денца и даже похороны— сопровождались пляской. Это так на¬зываемые обрядовые и бытовые пляски. Из них особо следует выделить свадебные, поскольку вся свадьба — большое пред¬ставление — сопровождалась плясками. В 1781 году в комической опере М. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» были впервые показаны на театральной сцене свадебные песни и пляски.
Самым древним русским народным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод — массовый танец, его рисунок — простой круг, олицетворял движение солнца вокруг земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки. В шу¬точных хороводах участники изображали животных и птиц. В танце-игре «Заинька» юноша наряжался зайцем, вертелся, подпрыгивал, стремился вырваться из круга танцующих. В хо¬роводе «Воробышек» солист должен был точно передать походки молодицы, старика, хромого, скупого, пьяного, нищего, купца, боярина. Все это он исполнял по заданию танцующих или хора.
Русские народные пляски были сольными и массовыми. Массовые пляски — это прежде всего пляски-игры, хороводы, а позднее — кадрили, ланцы, тестеры и т. д.
Но особенно хороша русская сольная пляска, когда сорев¬нуются двое мужчин в буйном переплясе, танцуют девушка и па¬рень в парном поединке. Девушка в нем кокетливо зазывает, а юноша стремится ответить ей лихостью и удалью.
В сольной пляске от танцующего требовалось выразительное исполнение — высокое техническое мастерство и актерское да¬рование, умение передавать содержание танца зрителю. При этом содержание передавалось обязательно в реалистической, досто¬верной форме, без условностей и символичности. Пляска имела четкую драматическую основу. Все эти качества в дальнейшем составили главное слагаемое русской национальной танцеваль¬ной культуры, русского балетного театра.

МЫ