В гостях у dancesport.by Александр Киеня, белорусский би-бой, создатель команды «Kienjuice», взявшей серебро на Чемпионате мира по брейк-дансу, который прошел в Германии.
- Саша, расскажи, с чего началась твоя танцевальная карьера?
- С самого детства я был активным и всегда занимался различными видами спорта, искал себя в разных направлениях. Но для выплеска энергии все же чего-то не хватало, видимо, потому что изначально я был не только спортивным, но и творческим человеком. А творчество, как известно, это нечто большее, чем просто спорт. Переломным моментом от спорта к танцам стала цирковая студия, которая работала в моем родном городе Солигорске. Там я оказался практически рядом с тем, что искал: научился прыгать сальто, стоять на руках, впервые сел на шпагат. Но студия спустя время закрылась, и я опять оказался в поиске…Чуть позже я познакомился с творчеством таких групп, как «Кармен» и «Prodigy». Эти известные супер коллективы и пробудили во мне танцора. Чуть позже, в начале 1998 года незнакомые мне ранее движения, которые я увидел в клипе «RUN DMC vs JASON NEVIES -ITS LIKE THAT», запали в душу и почти полгода я тренировал их по памяти. Сейчас я точно знаю, что изучал в те годы и пытался исполнить верхние стили брейк-данса. И вот спустя 18 лет занятий танцами могу сказать, что именно благодаря брейк-дансу я стал ведущим, продюсером, организатором и даже актером.
- Ты окончил БНТУ, по специальности горный инженер?
- Если учесть, что я родом из города шахтеров, то выбор профессии не покажется удивительным, хотя в университет я поступил по рекомендации родителей. Окончив школу, я не нашел ответа на вопрос «кем хочу быть», хотя уже на то время танцевал брейк-данс несколько лет, но даже и подумать не мог, что он так плотно войдет в мою жизнь. По специальности мне удалось поработать примерно полгода, но не тем шахтером, который трудится под землей, а рядом с настоящими учеными, занимающимися наукой и проводящими исследования. Все это мне показалось очень и очень скучным. Но думаю, что «я сегодняшний» смог бы организоваться, соблюдать дисциплину и быть универсальным, а на то время подобных мыслей в моей голове не было.
- Не думал сейчас связать свою жизнь с этой профессией?
- Могу сказать, что «дом-работа, дом-работа» — это не для меня. Я привык уже самостоятельно планировать свой день, свои тренировки и репетиции. Вообще, если честно, на счет работы по специальности я всерьез никогда не задумывался.
- Ты работал журналистом и ведущим в молодежных программах на телестудии «ОКО», был концертным и программным продюсером MTV-Минск, в твоем арсенале есть рубрики, программы, в том числе и авторская — первый в Беларуси телевизионный хип-хоп проект «Beat Place Show». Не было желания продвигаться в этом направлении?
- Можно сказать, что я и сегодня двигаюсь в этом направлении. Сейчас у меня есть своя студия «Медиа Бэнд Стрит Бит», которая занимается видеопроизводством и реализацией специальных проектов. На протяжении шести лет мы производим качественное видео, в том числе и для различных телеканалов.
- Ты молодой папа, директор ООО «Медиа Бэнд Стрит Бит», организатор отборочного этапа чемпионата мира среди стран СНГ и Балтии «Battle of the Year» («Битвы года»), руководитель «Kienjuice», танцор команды «HUNTERS», участник ЧМ по брейк-дансу и различных баттлов, хороший педагог и, наконец, профессиональный танцор, известный в РБ и далеко за ее пределами. Расскажи, как получается все совмещать?
- Да, молодой папа я уже чуть более полугода, а вот от преподавания на постоянной основе решил временно отойти. Сейчас моя школа продолжает свое существование на базе школы Александра Меженного. В сентябре 2015 года я решил, что хватит с меня преподавания...
- А с чем это связано?
- Скажем так, что за семь лет, проведенных в роли тренера, могу назвать лишь одного или двух человек, которыми в танцевальном плане я горжусь, и которые продолжают до сегодняшнего дня заниматься брейк-дансом. Нужно привыкать к тому, что дети учатся и уходят от тебя и хорошо, если они уходят и продолжают развиваться в данном направлении и достигают каких-то результатов. Но это бывает крайне редко! Современные дети не такие, какими были мы. Сейчас мир гаджетов, компьютерных игр и технологий срубил понимание живого общения, сейчас футбол и баскетбол для них не то развлечение, какое было для нас. Да, они приходят в танцевальную школу или студию, но в большинстве случаев делают это по желанию родителей. А есть ли смысл заниматься с ребенком, если он этого не хочет и ему это не нравится!? Ведь брейк-данс свободный танец, в нем нет границ и ему не стать олимпийским видом спорта.
В РБ он не поддерживается государством. У нас нет институтов, как, например, в Корее, Франции или США, где хип-хоп культура стоит на таком же уровне, как народные танцы в нашем университете культуры. Там человек изучает хип-хоп культуру: брейк-данс, граффити, диджеинг, эмсиинг и в том числе сцен речь, актерское мастерство и т.д. Одним словом, получает образование в данном направлении. Каждая из команд поддерживается институтом и государством, а если бы так было у нас с брейк-дансом, да и вообще с хип хоп культурой в целом, то мы стали бы звездами и нас узнавали бы улице.К тому же, работа преподавателя танцев — это не самое благодарное дело и в плане финансов. Дохода много не приносит, забирая при этом много сил, внимания и времени.Но возвращаясь к вопросу о совмещении, могу сказать, что, конечно, все это достаточно нелегко, как физически, так и психологически, но я люблю свою работу. Кроме того, помогает поддержка жены, родных и друзей.
- А как ты обычно отдыхаешь? Ходишь в кино, клубы…?
- В кино хожу очень и очень редко, клубы посещаю только если приезжает кто-то из крутых гостей и там собирается много моих друзей. Я в свое время «отклубился», ведь бывало ходили на дискотеки чуть ли не каждый день. Кроме того, музыка сейчас со мной каждый день: дома, на тренировках, на работе… Ведь все, что связано со мной, связано и с музыкой. Музыка дает образование.Для меня отдых — это тишина, лес, чистый воздух… С удовольствием съезжу на море, побываю на природе или сыграю в футбол.
- Накануне сказала знакомой, что иду на встречу с тобой! Была волна восторга и слова: «встречаешься со звездой нашего танцевального олимпа»… Скажи, сам себя таковым считаешь?
- Могу сказать, что мы все звезды для своих родителей. Нет, звездой я себя никогда не считал. Кто бы и что не говорил, но в хип-хопе нет звезд. Здесь так: сегодня ты на пьедестале, а завтра внизу, где снова нужно доказать, что лучший. Это всего лишь мгновение, один миг, а уже в следующий раз чтобы стать первым нужно приложить много усилий, но пьедестал может и не покориться. За 18 лет у меня такое случалось много раз, и я понял, что нет большого смысла говорить или думать, что ты звезда.
Недавно мы вернулись с гастрольного тура Макса Коржа. Я со стороны наблюдал, как к нему бесконечно подходят знакомые и поклонники и с каждым нужно поздороваться, пофоткаться, дать автограф… Я понял, что тяжело все же быть известным человеком, звездой в народном понимании. Ведь даже если у тебя нет сил, а в голове проблемы, ты должен улыбаться.
На современной белорусской эстраде могут себя назвать звездами только единицы, ведь многих поддерживают политики, бизнесмены и их никто не знает за рубежом, как, к примеру, знают нас, белорусскую команду по брейк-дансу «Kienjuice», которые известности добились сами без помощи спонсоров. Но мы знаем цену своему труду и никогда не назовем себя звездами.
- Но вы лучшие в своем деле?
- Даже такое понятие, как «лучший», оно временное в этом деле. Я лучший в тот момент, когда у меня что-то получилось, и я шел к этому очень и очень долго. Сегодня лучший, а завтра уже нет! Есть много ребят, которые претендуют на это звание, но ведь оно промежуточное. Можно получить титул чемпионата, но уже со второй минуты и в дальнейшем ты обязан делом подтвердить это звание.
- В конце октября твоя команда «Kienjuice» вернулась из Германии, где приняла участие в Чемпионате мира по брейк-дансу и заняла 2-е место. Как ты считаешь это хороший результат не только для вашей команды, но и в целом для страны?
- Если говорить о данном Чемпионате, то это как Олимпиада в спорте, поэтому можно считать, что мы стали серебряными призерами главного спортивного события планеты Земля. А если по факту, то это всего лишь второе интервью, которое касается нашего титула.
В Беларуси никто не заметил наш результат, об этом ни слова не говорили по ТВ и не писали в газетах! В своей родной стране похвалы не получили, а вот если бы жили в той же Франции или Японии, так не смогли б выйти на улицу, чтоб нас не заметили. На самом деле странно, что люди, которые дают хорошие результаты совершенно не поддерживаются государством. Открою вам секрет, что за две недели до Чемпионата у нас даже не было денег на билеты! В то время как отлично финансируются некоторые виды спорта, не приносящие абсолютно никаких результатов. Вот это совершенно непонятно! Я уверен, что придет время и брейк-данс, как и многие другие достойные направления найдут должную поддержку и развитие в РБ, но зачем же ждать годы, если мы уже сейчас готовы к новым, в том числе и прибыльным проектам. Отличным примером служит фестиваль «Vulica Brasil», который прошел в прошлом году в Минске, а ведь привезти его в наш город можно было десять раз и много, много лет назад. Наши уличные художники уже в 2000-м году были известны во всем мире.
- Расскажи о подготовке к ЧМ?
- Для меня это проект не одного года. Во-первых, это четвертая попытка белорусов и третья —лично моя. Об участии начали размышлять примерно весной 2015 года: утвердили окончательный состав, занялись постановкой номера, придумыванием движений, фишек, акробатических элементов. Долго писали авторскую музыку, спорили, ведь сколько человек, столько и мнений (улыбается). Сложность заключалась, конечно, в утверждении графика наших тренировок, ведь почти каждый из нас был занят на основной работе. Оказалось, что сложно собрать столько людей в одном месте. Может быть заветное первое место мы не получили именно из-за того, что не смогли по серьезным причинам пожертвовать другими делами и полностью окунуться в подготовку. Чувство незавершенности присутствует до сих пор, но мы, по крайней мере, очень близко приблизились к победе.
- В таком выступлении есть место импровизации или это отточенные движения?
- В батлах, конечно, есть место импровизации, а вот в постановочном номере все продумано до самых мелочей, до доли секунды, чтобы в итоге получился задуманный рисунок или картинка. Зрителю выступление может показаться легким, в то время как одну из фишек можно репетировать неделю и дольше. Опоздав в прыжке или шаге всего лишь на одну секунду, можно разрушить всю конструкцию. Это можно сравнить с карточным домиком.
- Ты сам из небольшого города Солигорска, бываешь часто на родине и неплохо знаком с ее танцевальной жизнью. Как считаешь, грандиозные планы лучше реализовываются в столице? Есть ли подходящая площадка для развития в маленьких городах нашей страны?
- Я думаю, что где бы ты ни был, если ты занимаешься любимым делом и делаешь что-то стоящее, то тебя обязательно заметят. Конечно, планы лучше, проще и быстрее реализовываются в столице, но я знаю много ребят из небольших российских и украинских городов известных во всем мире. В маленьких городах нашей страны, к сожалению, достойной площадки для развития танцоров нет. Пусть вас это удивит, но даже у нас таких крутых нет своего собственного зала для тренировок, что уже говорить о коллективах из других белорусских городов.
- У «Kienjuice» есть планы по участию в следующем Чемпионате мира?
- Лично у меня планы грандиозные, но все ведь не только от Саши Киени зависит! Когда я спросил у ребят, попытаемся ли мы еще, то команда со вздохом ответила, что еще раз нужно будет все это пережить. Но все же так просто мы не сдадимся!
Марина ВАЛАХ
Фото из личного архива Александра Киени
Ваш комментарий,