Сегодня мы публикуем четвертый материал проекта dancesport.by и студии современного танца «CityDance», из которого мы узнаем об истории зарождения арабского танца.
В Верхнем Египте есть регион, где живут люди, внешность и темперамент которых часто являются предметом народных шуток. Высмеивается в основном их поверхностность и даже глупость, эти люди – такой деревенский простак, хотя в то же время они считаются одними из наиболее воинственных (есть выражение, что на усы самого мужественного мужчины, проживающего там, можно посадить орла). Туристы же, побывавшие там, говорят, что Верхний Египет – это место, где очень трудно, с одной стороны, отвязаться от настойчивого продавца, а с другой – добиться того, что тебе нужно (особенно не угодили туристам таксисты: за дорогу «обратно» могут запросить в два раза больше, чем за дорогу «туда», и это самая безобидная уловка). Регион этот называется «Эль-Сааид» (не перепутайте с Порт-Саидом), и расположен он, как вы уже поняли, в Верхнем Египте, а главные города саидов – Луксор и Асьют (на карте отмечены красными птичками).
Одноименно с регионом назван танец саиди и музыка (а так же ритм) саиди.
Песни региона Саиди, как правило, беззаботны и игривы. «В большинстве песен Саиди рассказывается о деревенской жизни, кто и чем занимается, с кем… в Саиди деревне процветают сплетни – это основа ежедневных новостей, поэтому, конечно наши песни об этом. Нам это нравится. Мы высмеиваем все!» (из интервью с музыкантами группы Shabeyya Rababa, Луксор).
Танец саиди сейчас исполняется как мужчинами, так и женщинами, соло, дуэтом, группой.
Танец мужчин региона Саиди - тахтиб – родился как танец-поединок. «Саиди воины часто сражаются публично на государственных конкурсах, под живые ритмы саиди с бамбуковыми палками. Люди собираются на сельской площади посмотреть бой, как два или четыре воина будут демонстрировать боевые искусства или танец воина, прыгая и нанося быстрые удары друг другу палкой. Умелый воин победит и получит трофей – медальон, чтобы с гордостью носить на шее. Быть воином Саиди – это честь для мужчины Саиди» (из того же интервью).
Традиционный мужской костюм состоит из штанов, длинной рубахи с широкими рукавами и круглым вырезом, и шарфа, намотанного на голове, но возможны и другие варианты (на фото).
Тахтиб претерпел много изменений за долгие годы, прежде чем он стал разновидностью танца с тростью. Когда-то тахтиб считался военной тренировкой, и внутреннее содержание движений наполнено гордостью и сознанием собственной силы. И все же во многих отношениях это напоминает игру. Со временем в мужском фольклорном танце стала использоваться более легкая и меньшая по размерам трость, но хореография танца по-прежнему базируется на движениях боевого искусства.
С женским танцем немного сложнее, потому что без знания музыки и истории можно перепутать традиционный фольклорный саиди с Raks El Assaya (ракс эль ассайя - танец с тростью).
Саиди может исполняться как с бамбуковой тростью, одной или двумя, так и без нее (первоначально, так как трость являлась атрибутом именно мужского танца, женщины танцевали без нее). Ритм, который лежит в основе музыки саиди, предполагает определенные шаги с выпадом и «зависанием» вперед и с припаданием на пятку назад. Также со временем отличить саиди от других танцев можно, понаблюдав за постановкой рук, движениями головы и манерой исполнения. Что касается трости, то используются такие приемы, как балансировка ассайи на голове, груди, бедре, вращения над головой, сбоку или перед собой, и постукивания по полу или бедрам. Есть мнение, что все балансировки тростью не являются исторически сложившимися элементами фольклорного саиди. Их изобрели уже эстрадные танцовщицы для зрелищной стилизации танца. Традиционный костюм для женского саиди - платье без пояса с рукавами колоколом, платок на бедрах и платок на голове.
Традиционные музыкальные инструменты для исполнения саиди – это мизмар (рожок, который издаёт протяжные звуки), ребаб (струнный инструмент, на котором играют смычком), и барабан (дохол).
Ракс эль ассайя – это восточный танец с использованием трости, где нет строгих правил по костюмам и музыке (можно даже танцевать в туфлях, на каблуках), необязательны также характерные для саиди шаги, техника, постановка рук и подача танца, поэтому он более прост и для танцовщицы по манере исполнения, и для нашего зрителя. Но не стоит называть такой танец «саиди» в присутствии ценителей этого фольклора. Ниже на фото – танцовщицы ракс эль ассайя.
Cаиди – танец с древнейшей историей и неповторимой техникой исполнения, и рассказать о нем можно намного больше, чем в рамках нашего краткого экскурса в арабский танец, а посмотреть подборку отрывков тахтиба и саиди вы сможете здесь:
Тахтиб https://youtu.be/BP7KHjyKpAQ
Саиди https://youtu.be/0DbTACytMbw
Автор: Оксана Богуславчик.
Предыдущие статьи из цикла можно посмотреть здесь:
Арабский танец: рождается с музыкой
Ваш комментарий,