Профессиональный классический балет вырос на основе народ-ного танцевального искусства.
Народные танцы жанрово разнообразны, очень богаты тема¬ми и сюжетами, отличаются друг от друга не только в разных республиках, но и в разных краях, областях. Балетмейстеры всегда обращались к народному творчеству, отыскивая в нем новые сю¬жеты, обогащая хореографическое искусство народными мело¬диями, ритмами, своеобразными танцевальными композиция¬ми, яркими художественными образами.
Интересен, разнообразен танцевальный фольклор нашей страны. Множество самодеятельных и профессиональных танце¬вальных коллективов сохраняют фольклорные образцы и разви¬вают дальше народное танцевальное искусство.
Уже с начала 30-х годов в республиках создаются ансамбли на¬родной песни и пляски. Они в основном формировались из числа талантливых участников художественной самодеятельности.
В 1935 году в Лондоне проходил Международный фестиваль народного танца. В нем принимали участие и советские танцо¬ры — представители разных республик. Виртуозные плясуны, они поразили зрителей Лондона тем, что оказались не профессио-налами, а рабочими, колхозниками, служащими.
В том же году в марте в Москве был открыт Театр народно¬го творчества, который дал возможность приобщиться к хореогра-фическому искусству и стать танцорами многим представителям широких слоев трудящихся. Осенью 1936 года состоялся первый фестиваль народного танца, показавший все богатство и много-образие танцевального искусства республик страны и способство¬вавший возникновению профессиональных ансамблей народного танца.
В феврале 1937 года был организован Ансамбль народного танца СССР под руководством И. А. Моисеева, а в апреле того же года — Государственный ансамбль танца УССР, который сей¬час носит имя его первого руководителя, замечательного балет¬мейстера П. П. Вирского.
Спустя год, в 1938 году, была создана танцевальная груп¬па при Государственном русском народном хоре им. М. Е. Пятниц-кого. Ею вот уже более 40 лет руководит прославленный хореограф-фольклорист Т. А. Устинова.
В 30-е годы начинают формироваться и ансамбли красноармейской песни и пляски. Так в 1935 году был создан Центральный ансамбль песни и пляски Красной Армии и др.
Сегодня в нашей стране множество профессиональных и само¬деятельных ансамблей народного танца, ансамблей песни и пляски, народных хоров с танцевальными группами. В этом самом мо¬лодом жанре советской хореографии проявился талант таких замечательных балетмейстеров — настоящих поэтов танцевально¬го искусства, как И. А. Моисеев, Т. А. Устинова, Н. С. Надежди-на, П. П. Вирский, Н. Ш. Рамишвили и И. И. Сухишвили и многие другие.
Игорь Александрович Моисеев (р. в 1906 г.), народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауре¬ат Ленинской и Государственных премий СССР,— бессменный руководитель Ансамбля народного танца СССР. Выпускник Мос¬ковского хореографического училища Моисеев начал свой путь танцовщиком, но очень скоро стал заниматься балетмейстерской деятельностью. На сцене Большого и Экспериментального театров им были поставлены сначала совместно с другими балетмейсте¬рами, а затем самостоятельно балеты: «Футболист», «Тщетная предосторожность», «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак». И. Моисеев ставил и танцы в операх «Кармен», «Демон» и др.
Балетмейстерские работы Моисеева отличались особой вырази¬тельностью танца, соединявшего в себе классические движения, па, позы с элементами народной хореографии и пантомимы.
С 1937 года, с момента организации Ансамбля народного танца СССР, весь свой талант, все свои творческие возможно¬сти Моисеев отдает работе с этим коллективом. Он обновляет старые танцы, создает новые. Много внимания балетмейстер уделяет изучению хореографического искусства народов нашей страны и народов мира. Более 200 разнообразных постановок Моисеева были показаны зрителям в нашей стране и за рубежом. Балетмейстер ставит не только отдельные танцы, концертные миниатюры, но и фольклорные циклы, танцевальные сюиты: «Партизаны», «Колхозная улица», «Картинки прошлого», «Совет¬ские картинки», «По странам мира» и др. В них своеобразная народная хореография накладывается на академическую основу танца, сливается с ней. Многие композиции Моисеева вошли в золотой фонд классического наследия народно-сценической хоре¬ографии.
Новаторские поиски и открытия украинского балетмейстера Павла Павловича Вирского (1905—1975), народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и Го¬сударственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко, организатора, балетмейстера, а затем художественного руководителя Ансамбля народного танца УССР, опирались на традиции украинской тан¬цевальной культуры.
Театрализируя украинский танец в своих первых хореографи¬ческих композициях, которые входили в национальные оперные спектакли «Тарас Бульба» и «Золотой обруч», П. Вирский факти¬чески начинал новую линию создания украинского народно-сце¬нического танца, начинал балетмейстерскую реформу, которая состояла в соединении элементов украинского танцевального фольклора с классическим танцем. В его творчестве народная хореография возвысилась до совершенства классических образов.
Новаторство и заслуга П. Вирского прежде всего в новизне танцевальной формы, изобразительности и обогащении танцеваль¬ного пластического языка. П. Вирский расширил танцевальные жанры и хореографическую драматургию за счет обращения к на¬родно-песенному материалу, к старинному ярмарочному куколь¬ному театру «Вертеп». Так в репертуаре ансамбля появилась навеянная обрядами лирическая картинка «Подоля^ночка», коме¬дийно-сатирическая хореографическая миниатюра «Ой шд вишнею».
Значительным этапом на пути освоения тем украинской клас-сической литературы' стала драматическая хореографическая картинка «О чем верба плачет», созданная П. Вирским по моти-вам поэм Т. Г. Шевченко. Показанная в юбилейные дни 1964 года, эта хореографическая миниатюра принесла на сцену подлин-. ную глубину поэзии и доказала, что средствами народно-сцени¬ческого танца можно художественно полноценно раскрыть идейно-образное содержание большой литературы.
Созвучен нашей современности героический жанр. Он и стал ведущим в творчестве Вирского. Величественная эпопея нацио-нально-освободительной борьбы украинского народа против поль¬ской шляхты отображена в хореографической картине «Запорож¬цы», созданной балетмейстером в 1957 году. Современная танце¬вальная лексика в публицистическо-героической хореографической миниатюре «Мы помним» органично возникла из музыкальных образов В. Мурадели, его песни «Бухенвальдский набат». Про¬должением поиска в героическом жанре стал и одноактный ба¬лет «Октябрьская легенда». Здесь Вирский сочетал симфониче¬ские формы балетной музыки с приемами новой пластики. На-деленный от природы тонким пластическим чутьем хореографа, П. Вирский создал своеобразный интонационный словарь совре¬менной хореографии. Современную пластику он насытил народно-танцевальными красками. Этим он открыл новые возможности для освоения сложной гражданской темы.
В его творчестве особое место занимали танцы, записанные на народных праздниках в селах. Это — «Свадебный танец», записанный на Буковине, украинская кадриль XVIII века «Девят¬ка», шуточный украинский танец «Сапожники».
Своеобразие творчества П. Вирского проявилось и в хореогра¬фических картинах бытового и комедийного жанров. Таковы ком¬позиции — «На кукурузном поле», «Ползунец», «Чумаки», «Кол¬хозная полька», «Колхозная свадьба» и многие другие.
Работы П. Вирского стали этапными в развитии народно-сценического танца. П. Вирский создал свой творческий метод подхода к фольклору. И в этом его огромная заслуга перед советской хореографией.
Творческий путь Татьяны Алексеевны Устино¬вой, народной артистки СССР, лауреата Государственных пре¬мий СССР и РСФСР, балетмейстера танцевальной группы Госу¬дарственного русского народного хора им. М. Е. Пятницкого,— это неустанный поиск новых красок и пластики народного тан¬ца. Изучая танцевальный фольклор разных областей России, Т. А. Устинова находит в нем дыхание живых традиций русской народной хореографии, органическую связь танца с песней и музыкой. Ею создано много хореографических композиций, среди них знаменитые «Калининская кадриль», «Камаринская», «Курские колокольчики», «Тимоня», «Подмосковные хороводы», «Змейка», «Ивушка», ставшие классическими образцами народ-но-сценической хореографии.
В 1948 году был организован ансамбль «Березка». Сначала он состоял из одних девушек, а много лет спустя в него влилась мужская группа. Со дня его основания и до 1979 года бессмен-ным руководителем и постановщиком всех программ была На-дежда Сергеевна Н а д е ж д и н а (1908—1979), народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Госу¬дарственной премии СССР. Она создала «новый стиль в хореогра¬фии, основанный на синтезе танцевального фольклора и школы классического танца», как писала А. Чижова в книге «Танцует «Березка».
Прошло более 40 лет со времени организации первых ан-самблей танца. А теперь их в стране более 60. Это ансамбль танца «Россия», Красноярский ансамбль танца Сибири, ансамбль «Лезгинка» в Грузии и «Алан» в Северной Осетии, «Вайнах» в Чечено-Ингушетии и, «Кабардинка», калмыцкий ансамбль «Тюльпан», мордовский «Умаринка», удмуртский «Италмас», марийский «Марий-Эл», карельский «Кантеле», тувинский «Саяны», корякский «Мэнго», бурятский «Байкал», чукотский «Эргырон», таджикский «Лола», молдавский «Жок», литовский «Летува», закарпатский «Верховина», белорусский «Хорошки», латвийский «Дайле» и многие другие.
Больших успехов добились также танцевальные коллективы народных хоров — Воронежского, Уральского, Омского.
Творчество профессиональных ансамблей народного танца оказывает влияние на развитие классического хореографического искусства, а также обогащает репертуар самодеятельных ансамб¬лей народного танца.