PAS JETE
07.03.2011 в 04:03

Движение подразделяется на малую и большую форму.
Petit pas jete. Исполняется эта форма pas jete на малом прыжке, в малых позах с броском ноги по II позиции также, как petit pas assemble, но с окончанием в положение sur le cou-de-pied, го есть во время demi-plie но V позиции стоящая сзади нога скользящим движением ступни по полу отбрасывается по II позиции на 45°, другая нога одновременно и с силой делает прыжковый толчок. На взлете обе ноги вытягиваются, фиксируя четкость и законченность своего движения. На завершении прыжка нога, исполнявшая бросок по II позиции, мягко возвращается на место ноги, совершавшей толчок, другая нога в этот момент точно занимает положение sur le cou-de-pied сзади. Таким образом прыжок заканчивается на том же месте, где он начинался.
В обратном направлении petit pas jete начинается ногой, стоящей спереди в V позиции, и завершается sur le cou-de-pied спереди.
Руки, голова и корпус в том и в другом случае двигаются, как при выполнении petit pas assemble по II позиции (рис. 120).
При исполнении petit pas jete подряд нога отводится на II позицию прямо с положения sur le cou-de-pied и, раскрываясь, легко скользит носком ступни по полу. Весь прыжок, начинаясь с эластичного demi-plie, выполняется выворотными ногами; опорная ступня во время толчка должна плотно и неподвижно примыкать пяткой к полу; ногу нужно отводить легко и точно по направлению

120 Petit pas jete
120.jpg

II позиции; на взлете обе ноги отчетливо и одновременно вытяги-ваются в коленях, подъеме и пальцах; прыжок завершается мягким и эластичным demi-plie; положение sur le cou-de-pied при этом выполняется правильно и одновременно с конечным demi-plie.
Руки, голова и корпус, как уже говорилось выше, действуют, как при исполнении petit pas assemble, так же стройно и свободно фиксируя малые позы.
Изучать petit pas jete надо вначале у станка, выдерживая после каждого прыжка паузу. Музыкальный размер — 4/4; прыжок затактный, 1/4 — конечное demi-plie, 1/4 — пауза, 1/4 — выпрям-ление из demi-plie, 1/4 — нога с положения sur le cou-de-pied ставится в V позицию на demi-plie и т. д. Выполнять это упражнение надо четыре раза, сначала ногой, стоящей сзади в V позиции, затем обратно.
Когда учащиеся усвоят эластичность и выворотность данного прыжка, можно переносить его исполнение на середину зала в той же учебной форме.
Руки в начале изучения pas jete надо удерживать в подготови-тельном положении, корпус — en face, вводя повороты головы, как в petit pas assemble. Далее можно вводить перемену epaulement и комбинированные позиции рук, выполняя два-три прыжка подряд.

Petit pas jete во многом подготавливается в petit pas assemble, поэтому особенно затягивать его изучение не рекомендуется, но усвоить эластичное, точное и устойчивое завершение прыжка на одну ногу при положении другой sur le cou-de-pied необходимо основательно и детально.
Petit pas jete с продвижением. Данная форма pas jete исполняется по II или IV позиции на малом прыжке и в малых позах.
Если в обычном pas jete нога, выполняющая толчок, во время взлета сохраняет отвесное положение, а другая отводится под углом в 45°, то здесь обе ноги фиксируют раскрытый шаг, примерно на 60—70°. Все остальные правила выполнения обычного petit pas jete на месте сохраняются здесь полностью.
Чтобы это могло произойти, во время прыжкового толчка всему телу придается посыл в направлении носка ноги, раскрываемой в сторону, вперед или назад, куда и осуществляется продвижение. Таким образом, завершение прыжка будет происходить на расстоянии длины указанного шага от места взлета.
Выполнение pas jete с продвижением по II позиции описывать подробно нет надобности, заметим только, что во время взлета надо четко фиксировать раскрытый шаг, вытягивая с силой колени, подъем и пальцы, что корпус вместе с руками и головой должен помогать устремленности взлета, который следует завершать мягко и устойчиво.
Изучается эта форма pas jete на середине зала, с остановками после каждого прыжка и в сочетании с petit pas assemble croise вперед или назад — по заданию. Руки, корпус и голова при этом действуют так же, как в обычном pas jete и pas assemble, то есть малая поза фиксируется в момент завершения взлета. Музыкальный размер — 4/4; взлет на pas jete затактный, 1/4 — его завершение, 1/4 — пауза на demi-plie, 1/4 — pas assemble, 1/4 — пауза на demi-plie и т. д. Затем это упражнение можно выполнять подряд, соединять его с обычными pas jete и другими небольшими прыжками.
Petit pas jete по IV позиции с продвижением вперед или назад выполняется и изучается следующим образом.
Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Впереди стоящая нога из demi-plie выполняет легкий скользящий бросок croise вперед на 45°, одновременно опорная нога с силой делает эластичный прыжковый толчок. Все тело на взлете свободно устремляется вперед, ноги фиксируют шаг, раскрытый на 60—70э. Завершается прыжок мягко и устойчиво в правильное положение sur le cou-de-pied сзади.
Руки на взлете из подготовительного положения приподнимаются во 2-ю пониженную позицию, на завершающем demi-plie рука, соответствующая отбрасываемой ноге, переводится в 1-ю пониженную позицию, другая — остается во 2-й позиции. Корпус удерживается epaulement, на завершающем demi-plie он подается на опорную ногу и чуть-чуть в плечах отклоняется назад. Голова удерживает исходное положение до конечного demi-plie, несколько дополняя отклонение корпуса.
Вслед за этим с положения sur le cou-de-pied выполняется petit pas assemble в сторону, заканчиваясь в V позицию вперед. Одновременно рука на взлете переводится из 1-й позиции во 2-ю. Корпус и голова поворачиваются en face. На завершении прыжка руки опускаются в подготовительное положение, корпус поворачивается epaulement, голова обращена к выдвинутому вперед плечу. Музыкальный размер — 4/4; взлет на pas jete затактный, 1/4 — его завершение, 1/4 — пауза на demi-plie, 1/4 — pas assemble, 1/4 — пауза на demi-plie и т. д.
Это же упражнение изучают также обратно и без остановок, при этом руки, корпус и голова должны действовать также без изменения. Вводить изменения можно позднее, когда данная форма pas jete будет включаться в различные комбинированные задания.
Дело в том, что petit pas jete с продвижением только по II или по IV позиции подряд не делается, так как непрерывная повторяемость взлета между двумя точками по одной и той же пространственной линии не укрепляет поступательный апломб прыжка.
Соединять pas jete с продвижением в одном упражнении можно, чередуя направление прыжка по II и IV позиции. Например, полезно выполнить pas jete с продвижением в сторону, затем croise вперед, завершая все упражнение petit pas assemble croise назад. Далее все делается с другой ноги и в обратном направлении.
Pas jete с продвижением по II позиции, как правило, выполняется с переменой ног, то есть нога, стоящая до прыжка в V позиции сзади, окажется после него спереди, другая — сзади в положении sur le cou-de-pied. Но существует исключение из этого правила, когда перемена ног отсутствует, следовательно, и epaulement сохраняется. Или pas jete с продвижением по IV позиции выполняется не только на croise, но и на efface. В таком случае меняется и epaulement с соответствующими действиями головы, рук и корпуса.
Подобные изменения необходимо применять в учебных комби-нированных заданиях.
Grand pas jete. Данная форма pas jete выполняется с про движением на высоком прыжке, во время которого фиксируются большие позы по IV и по II позиции. Нога, выполняющая бросок на взлете, как правило, должна достигать высоты 90°, толчковая нога — 60°, в момент кульминации взлета обе ноги фиксируют шаг по отношению к поверхности пола в 150°, не больше; при завершении прыжка нога, идущая на demi-plie, снижается на уровень 45°, другая удерживается на 90° (рис. 121).
Стремление ученика в момент кульминации прыжка форсировать шаг до 180° и выше поддерживать не следует, так как этот «эффект» несет в себе элемент акробатики, эксцентричности. Кроме того, слишком большой шаг в виде шпагата не дает всему телу точный посыл в направлении носка ноги, на которую будет про исходить завершение прыжка. Заниженная величина шага тоже неприемлема, она не усиливает динамику и баллонность полета, который должен быть всегда достаточно высок и стремителен в своем продвижении.
Фиксация головы, рук и корпуса на взлете и после него производится в строгом соответствии со всеми существующими правилами выполнения поз классического танца.

Grand pas jete 121
121.jpg

Grand pas jete, как правило, выполняется с какого-либо подхода, который позволил бы ученику с наибольшей силой взять прыжковый посыл и четко зафиксировать летящую позу с окончанием в мягкое и устойчивое demi-plie. В качестве подходов можно применять pas tombe, pas glissade, pas failli, pas de bourree, sissonne tombee и т. д. Но каков бы ни был подход, он всегда должен выполняться энергично и расчетливо, как трамплинный посыл всего тела в направлении предстоящей траектории полета. В то же время нельзя давать слишком сильный посыл, это сделает взлет удлиненным, но заниженным, приземистым, неустойчивым в своем развитии и завершении.
При выполнении каждого grand pas jete необходимо толчковую ногу ставить на пол последовательно, с кончика пальцев на плотно поставленную ступню и особенно пятку; demi-plie производить упруго, приемом проходящего и стремительного толчка; другую ногу бросать энергично и одновременно с толчком, увеличивая его силу; в полете обе ноги хорошо вытягивать в колене, подъеме и пальцах (кроме attitudes), фиксируя раскрытый шаг точно по IV или по II позиции; заканчивать взлет мягким и устойчивым demi-plie, чуть заметно и пластично приподнимая раскрытую ногу. Все эти детали, разумеется, надо выполнять, сохраняя выворотность ног.
Руки во время толчка, проходя через подготовительное положение в 1-ю позицию, должны активно выполнять «подхват», содействуя силе и четкости взлета всей фигуры, при полете и после него точно и свободно сохранять соответствующее положение. Корпус все время собран, плечи опущены и раскрыты, спина «взята», но без лишнего напряжения. Тяжесть корпуса в момент подхода к толчку своевременно и точно переносится на бедро опорной ноги с тем, чтобы взлет и его завершение получались устойчивыми и эластичными. Голова на «подхвате» слегка склоняется вперед на кисти рук, затем на взлете, приподнимаясь, поворачивается в положение, соответствующее выполняемой позе. Взгляд при этом уст-ремлен решительно и точно в том же направлении.
В целом каждое grand pas jete следует выполнять свободно, с четким баллонным взлетом, но не слишком резко и напряженно, а в меру увлеченно, в соответствии с характером учебного примера и его музыкального оформления.
Изучать grand pas jete рекомендуется с места, без подхода, в виде следующего упражнения. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Выполняется demi-plie. Потом нога, стоящая впереди, скользящим движением всей ступни выполняет бросок вперед на croise, другая нога одновременно производит прыжковый толчок. Далее следует взлет с продвижением, во время которого фиксируется открытый шаг, причем нога, осуществляющая толчок, удерживается, полусогнутая в колене, как в attitude croise, другая — вытягивается. Прыжок завершается эластичным demi-plie, а полусогнутая сзади нога крепко удерживается в своем поло-жении.
Руки на demi-plie поднимаются из подготовительного положения в 1-ю позицию, вместе с взлетом они энергично переводятся во 2-ю позицию и так фиксируются до конечного demi-plie включительно. Корпус на начальном demi-plie одновременно с броском нош слегка подается в направлении прыжка и так удерживается до его завершения. Голова вначале повернута к выдвинутому вперед плечу. На первом demi-plie она слегка склоняется на кисти рук, которые в это время находятся в подготовительном положении. На взлете голова занимает первоначальное положение и фиксирует его до завершения прыжка. После всего этого выполняется pas assemble назад croise. Руки одновременно опускаются в подготовительное положение. Корпус вновь приподнимается, голова сохраняет то же положение.
Все упражнение повторяется четыре раза, затем выполняется с другой ноги. Музыкальный размер — 4/4; pas jete выполняется затактно, 1/4 — завершение прыжка, 1/4 — пауза на demi-plie, 1/4— pas assemble, 1/4 — пауза и т. д.
Далее это же упражнение осваивается в обратном направлении с сохранением всех вышеописанных деталей и, наконец, подряд, без остановок, на каждую 1/4 — прыжок.
После этого grand pas jete рекомендуется изучать с подходом pas tombe. В данном случае упражнение начинается с IV позиции, epaulement croise. Корпус опирается на впереди стоящую ногу. Сзади стоящая нога вытянута в подъеме и пальцах и слегка касается носком пола. Руки приоткрыты во 2-ю пониженную позицию. Голова повернута к выдвинутому вперед плечу.
С этого исходного положения свободная нога приемом batte-ment tendu выполняет через I позицию pas tombe на efface вперед и последующий толчок, одновременно с которым другая нога производит бросок вперед через I позицию в IV. На взлете и его завершении все происходит так же, как было указано выше.
Корпус в момент выполнения pas tombe энергично и точно подается на толчковую ногу, на взлете он устремляется по траектории вперед, а на завершении прыжка удерживается устойчиво и подтянуто.
Руки во время выполнения pas tombe мягко поворачиваются ладонями вниз, на толчке они энергично выполняют «подхват» через подготовительное положение и 1-ю позицию в attitude и так удерживаются на завершающем demi-plie. Голова на pas tombe слегка склоняется вперед и поворачивается к противоположному плечу. На взлете она вновь занимает исходное положение до его завершения.
Когда этот прыжок закончен, раскрытая нога вытягивается в колене и опускается носком в пол, одновременно опорная нога выпрямляется из demi-plie. Рука из 3-й позиции переводится во 2-ю.
Голова неизменно сохраняет свое положение. Таким образом, вновь фиксируется исходное положение, из которого весь прыжок следует повторить четыре раза с одной ноги и столько же с другой, затем обратно.
Музыкальный размер — 4/4; pas tombe выполняется затактно, 1/4 — pas jete, 1/4 — пауза, 1/4 — раскрытая нога опускается носком в пол, 1/4 — перевод ноги на следующее pas tombe и т. д.
В дальнейшем данный подход к pas jete можно выполнять без промежуточного опускания ноги носком в пол, фиксируя на 1/4 только окончание прыжка в attitude, и, наконец, подряд — на каждую четверть музыкального такта.
Кроме того, для усиления взлета перед pas tombe можно выполнять pas chasse вперед по IV позиции, pas failli, sissonne tombee или просто pas de bourree вперед, состоящее из трех стремительных переступаний по IV позиции. Руки, корпус и голова в момент толчка и взлета действуют здесь так же, как указывалось выше.
Данные подходы при выполнении grand pas jete в обратном направлении не применяются. Каждый танцовщик знает, что это крайне неудобно и нецелесообразно, даже в тренировочном плане.
Далее следует приступать к изучению grand pas jete в attitude effacee в первом и втором arabesque. Подходы можно применять в виде pas tombe на croise вперед, sissonne tombee на croise вперед, pas failli, pas glissade вперед с IV позиции croise. Подход к третьему arabesque следует применять тот же, что к attitude croisee, начиная с pas tombe efface вперед.
Все рассмотренные формы grand pas jete являются в известной мере учебным каноном, который следует усвоить достаточно хорошо в комбинированном сочетании с другими прыжками. В дальнейшем можно приступать к выполнению grand pas jete в позах по IV croisee и effacee назад, attitude allongee, в четвертом arabesque.
В позах по IV позиции назад руки могут фиксировать сочетание: 2-й и 3-й позиции, 1-й и 3-й позиции, 1-й и 2-й позиции, или обе находятся в 3-й позиции. Голова и корпус во всех случаях фиксируют положение, соответствующее учебному канону.
В attitude allongee, в четвертом arabesque руки, голова и корпус тоже фиксируют общепринятый учебный канон. Grand pas jete по II позиции выполняется реже и на сцене и в учебной работе, так как подходом к нему может быть только или pas coupe, или pas glissade, заканчивающийся в V полицию (по ходу прыжка). Это, конечно, ограничивает силу и трамплинность толчка, следовательно, высоту и баллонность взлета. Однако ученики старших классов должны хорошо владеть всеми приемами выполнения grand pas jete, как бы они ни были сложны и трудны по своей форме, темпу, ритму и музыкально-пластическому характеру.
Изучать grand pas jete по II позиции рекомендуется, когда оно будет хорошо усвоено с подходов по IV позиции, а также с места, без подхода.
Исходная позиция ног — V, epaulement croise. Впереди стоящая нога скользящим движением всей ступни по полу отбрасывается на II позицию. Другая нога одновременно выполняет сильный прыжковый толчок из demi-plie. На взлете, который выполняется с продвижением, фиксируется открытый шаг по тем же правилам, что и по IV позиции, причем обе ноги хорошо вытягиваются в коленях, подъеме и пальцах. Прыжок завершается мягким и устойчивым demi-plie, а раскрытая нога, не колеблясь, удерживается в своем положении. Руки на demi-plie приподнимаются из подготовительного положения в 1-ю позицию, на взлете они энергично переводятся во 2-ю позицию и удерживаются в ней до завершающего demi-plie включительно.
Корпус на исходном demi-plie одновременно с отбрасыванием ноги на II позицию слегка подается в направлении прыжка, на взлете он поворачивается en face и так удерживается до его завершения. Голова на первом demi-plie поворачивается и слегка склоняется на кисти рук, в этот момент находящихся в подготовительном положении. На взлете голова приподнимается и поворачивается en face. На завершении прыжка она слегка поворачивается от раскрытой ноги. Заканчивается все движение паузой, после которой выполняется pas assemble вперед в V позицию. Руки из 2-й позиции одновременно опускаются в подготовительное положение. Корпус выравнивается и меняет epaulement. Голова поворачивается к выдвинутому вперед плечу. Все упражнение повторяется с другой ноги, всего четыре раза. Затем обратно.
Музыкальный размер — 4/4; прыжок — затактный, 1/4 — его завершение, 1/4 — пауза, 1/4 — pas assemble, 1/4 — пауза и т. д.
В дальнейшем все упражнение можно выполнять без пауз, подряд, заканчивая каждый прыжок на 1/4.
После этого grand pa iete по II позиции можно осваивать с подхода pas coupe и pas glissade.
В первом случае нога, стоящая сзади, в V позиции, переводится sur le cou-de-pied, другая нога одновременно выполняет demi-plie. Далее выполняется непрерывно и энергично pas coupe, прыжок по II позиции и его завершение с последующей остановкой на demi-plie. Затем делается pas assemble в V позицию вперед, и все движение повторяется с другой ноги. Это упражнение рекомендуется выполнять четыре раза вперед и столько же обратно. Руки, корпус и голова действуют обычно.
Pas coupe и pas jete выполняются затактно, 1/4 — пауза, 1/4 — pas assemble, 1/4 — перевод ноги sur le cou-de-pied и т. д.
Во втором случае выполняется pas glissade с V позиции в V в сторону прыжка и без перемены ног. Затем непрерывно и энергично выполняется прыжок по II позиции, его завершение и pas assemble в V позицию вперед или назад, по заданию. Руки, корпус и голова действуют обычно.
Pas glissade выполняется затактно, 2/4 — pas jete, 1/4 — пауза, 1/4 — pas assemble и т. д.
Во время выполнения pas coupe и pas glissade ногу, выполняющую прыжковый толчок от пола, необходимо подставлять с силой и точно в V позицию, не заводя ее за опорную ногу. В то же время посыл всего тела в направлении траектории взлета надо производить достаточно энергично, иначе продвижение окажется недостаточным.
Существует вариант выполнения grand pas jete по II позиции, заключающийся в том, что в момент завершения прыжка раскрытая нога не фиксируется на 90°, а переводится в V позицию или в положение sur le cou-de-pied так, как это делается при выполнении sissonne fermee или petit pas jete с продвижением. Поэтому финальное действие ног, рук, корпуса и головы производится здесь по тем же правилам, тогда как начальная фаза прыжка — по правилам grand pas jete.
Таким образом, это движение не требует особого способа изучения, все его элементы уже подготовлены в предыдущих упражнениях. Остается лишь напомнить, что прыжок должен выполняться слитно, с подходом, с достаточным продвижением, высоко и мягко, особенно в своем завершении.
Движение это в учебной практике называется grand pas jete fermee, если оно завершается в V позицию, или grand pas jete fon-du, если заканчивается в положение sur le cou-de-pied.
Предлагаемая схема изучения grand pas jete может обогащаться, изменяться в сочетании с другими движениями, но лишь при постепенно усложняющихся подходах к прыжку. Сила и эластичность толчковой ноги может нормально развиваться только при этом условии. Нога, выполняющая бросок, тоже должна постепенно научиться мягко и легко принимать тяжесть тела.
Когда данный прием будет хорошо усвоен, можно вводить некоторое разнообразие в движение рук, но очень экономно и, как исключение из правила, по тем же причинам, которые указывались в grand pas assemble.
Кроме этого, grand pas jete по II и по IV позиции можно выполнять без вышеуказанных подходов, а с положения sur le cou-de-pied или с предварительно открытого шага, например с sissonne ouverte, temps leve и т. д. Таким путем прыжок будет выполняться из позы в позу по II или по IV позиции. Руки, голова и корпус действуют соответственно выполняемым позам, по заданию.
Этот же прием grand pas jete можно выполнить дважды, например из позы effacee вперед в позу первого arabesque и без задержки обратно. Или два-три раза подряд только вперед, выполняя каждый прыжок с хода через I позицию в позу arabesque.
Данный прием grand pas jete выполняется с предельной четкостью и легкостью. Толчок должен быть стремительным и трамплинным, продвижение — удлиненным, взлет — фиксированным. Руки, голова и корпус удерживаются без изменения, в одном полетном рисунке.
Все эти прыжки должны выполняться как бы по одной летящей линии. В то же время допустимо постепенное увеличение высоты взлета с плавным повышением рук и головы. Или по совсем стелющейся над полом горизонтальной линии продвижения. Все зависит от подготовленности учеников и от заданий педагога.
Необходимо напомнить, что ноги на взлете здесь должны вытя-гиваться энергично и до конца, а каждый следующий бросок выполняться точно через I позицию и одновременно с прыжковым толчком.
В заключение следует указать, что пластически разнообразить выполнение grand pas jete и уменьшать прыжок можно и должно, лишь когда все основные приемы техники этого движения будут учениками хорошо усвоены.
Pas jete passe. Данное движение выполняется на большом прыжке, в больших позах по IV позиции croisee, effacee, arabesque и attitude. Ноги на прыжке выполняют два броска приемом grand battement jete вперед или назад; первый бросок производится с V позиции в момент толчка, второй — на взлете. После кульминации прыжка нога, выполнявшая первый бросок, начинает опускаться на demi-plie, другая продолжает подниматься на 90°. Таким образом, ноги проходят одна мимо другой примерно на уровне 60е. Этот момент является особенностью данного движения и как составной элемент входит затем в другие большие прыжки, например pas ciseaux, перекидное jete и т. п. На взлете вместе с первым броском ноги руки из подготовительного положения переводятся в 1-ю позицию, со вторым броском ноги они раскрываются в исполняемую позу. Голова и корпус одновременно занимают соответствующее положение (рис. 122). Поза в этом движении фиксируется при завершении прыжка, а не на взлете, как в grand pas jete.
Данный прыжок в сочетании с другими движениями может на-чинаться не только с V позиции, но и с любой позы по IV позиции, или с pas tombe, pas chasse, pas failli, pas de bourree, pas couru.
И, наконец, второй бросок ноги в этом движении может выполняться (через положение «у колена») приемом developpe.

122.jpg
При выполнении каждого pas jete passe ноги следует бросать выворотно, вытягивая на взлете колени, подъем и пальцы. Первый бросок выполняется скользящим движением и энергично, с усиленным прыжковым толчком, второй — смягченнее, особенно когда он делается приемом developpe. Начальное demi-plie тоже выполняется энергично, с трамплинной силой; конечное demi-plie — мягче, углубленнее, но эластично, как и первое.
Ноги на прыжке должны пройти как можно ближе одна к другой. Раскрытая нога в финале прыжка фиксируется устойчиво и легко. Руки на взлете переводятся активно, точно фиксируя в конце прыжка выполняемые позиции.
Действия головы осуществляются отчетливо и согласованно, в едином ритме с переводом рук. Корпус на прыжковом толчке подтянут и точно посылается в направлении продвижения всего тела. Во время взлета он действует так же активно, как руки и голова. В конце прыжка корпус устойчиво передается на другую опорную ногу, сохраняя стройность и правильность своего положения.
В течение всего прыжка плечи свободно раскрыты, опущены, спина и поясница собраны. Продвижение во время прыжка следует выполнять от раскрываемых ног и с достаточным посылом, подчеркивая легкость и устремленность взлета.
В целом pas jete passe следует выполнять слитно, мягко и четко по рисунку, особенно финальную часть.
Изучать это движение рекомендуется с V позиции в виде следующего упражнения. Исходное положение epaulement croise, позиция ног — V. Первый бросок выполняется назад на croise ногой, стоящей сзади, второй бросок — на efface назад.
Руки на первом броске из подготовительного положения переводятся в 1-ю позицию, на втором броске раскрываются в первый arabesque. Корпус и голова занимают соответствующее положение.
Затем выполняется второй прыжок, во время которого толчковая нога выполняет бросок назад, раскрытая нога опускается на demi-plie. Руки, корпус, голова и отведенная назад нога занимают положение, соответствующее attitude croisee. Упражнение заканчивается pas de bourree с переменой ног в V позицию и делается с другой ноги. Повторяется оно четыре раза и столько же обратно.
Музыкальный размер — 2/4; первый прыжок — затактный, 1/4 — его завершение, 1/4 — второй прыжок, 2/4 — pas de bourree.
Далее это упражнение можно варьировать, выполняя его в других позах с различных подходов.
Pas jete passe можно вводить в сложные комбинированные задания, продвигаясь на прыжке в том направлении, которое иногда диктуется построением учебного задания.
В больших комбинированных прыжках это движение обычно применяется как связующий или переходный элемент, так как особой баллонностыо взлета и виртуозностью построения не отличается. В то же время оно требует от исполнителя верного чувства всей танцевальной фразы и ее музыкальной окраски, что и необходимо отрабатывать у своих питомцев.

МЫ