Battement frappe
06.03.2011 в 19:26

Battement frappe отрабатывает быстрое, точное и энергичное сгибание раскрытой ноги в положение sur le cou-de-pied и такое же ее разгибание, которое может выполняться вперед, в сторону и назад, носком в пол и на 45° (рис. 23). Упражнение начинается с открытого положения ноги, поэтому к нему нужна соответствующая подготовка. Исходная позиция ног — V. Рука из подготовительного положения поднимается через 1-ю позицию во 2-ю. Нога в момент движения руки отводится в сторону приемом battement tendu. Голова во время поднимания руки в 1-ю позицию обращена на кисть и слегка наклонена в сторону станка; когда рука переводится из 1-й позиции во 2-ю, голова поднимается и поворачивается в том же направлении. Корпус удерживается прямо.
Сгибание ноги на cou-de-pied вперед осуществляется с легким ударом об опорную ногу. Сзади на cou-de-pied нога подводится сдержаннее, но столь же отчетливо. Выпрямляется она сильным толчкообразным движением с небольшим проскальзыванием носка по полу в конечной точке. Если нога выпрямляется на 45°, такое проскальзывание не делается, но в конечный момент должна быть закреплена упругая натянутость колена, подъема и пальцев.

Когда battement frappe выполняется в сторону (носком в пол или на 45°), бедро и колено, сохраняя выворотность, остаются неподвижными в своем положении. Если это упражнение делается вперед или назад, бедро и колено отводятся в тех же направлениях, но надо стремиться, чтобы на каждом сгибании ноги они возвращались в исходную точку.
Опорная нога, как и свободная, строго сохраняет выворотность я подтянутость колена. Рука свободно фиксирует 2-ю позицию. Корпус удерживается прямо и стройно. Голова двигается по правилам, которые указывались в предшествующих battements.

Battement frappe 23

23.1.JPG23.2.JPG23.3.bmp

Прежде чем приступить к изучению battement frappe, необходимо сначала освоить положение sur le cou-de-pied отдельно, стоя лицом к станку. В таком положении спереди пятка, свод и пальцы свободной ступни плотно охватывают щиколотку опорной ноги над внутренней лодыжкой (рис. 24). Сзади sur le cou-de-pied выполняется на том же уровне, что и спереди, но над наружной лодыжкой, но ступня не охватывает щиколотку опорной ноги, а только прикасается к ней пяткой (рис. 25).
Наиболее легко исполняется battement frappe в сторону, с него и следует начинать изучение этого движения.
цию.
Упражнение выполняется лицом к станку, в медленном темпе, без каких бы то ни было акцентов, на два музыкальных такта в 2/4. Исходная позиция — V. На два вступительных такта впереди стоящая нога плавно отводится в сторону приемом battement tendu — эхо подготовка. Далее на 1/4 нога сгибается на cou-de-pied вперед, на 1/4 — пауза, на 1/4 — нога выпрямляется на носок по П позиции, на 1/4 — пауза. Затем то же самое упражнение дела-ется на cou-de-pied назад и повторяется еще раз сначала. На два заключительных аккорда раскрытая нога ставится назад в V пози-
и все упражнение исполняется с другой ноги
Выпрямлять и сгибать ногу в этом упражнении следует равномерно, точно придерживаясь направления II позиции. Фиксировать положение sur le cou-de-pied надо плотно, особенно спереди, но без нажима на опорную ногу. Тазобедренная часть тела все время подтянута. Руки лежат на станке свободно. Корпус прямой и собранный. Плечи раскрыты и опущены. Центр тяжести тела находится точно на опорной ноге. Голова удерживается прямо, взгляд обращен вперед.
Далее этот battement следует изучать в направлении вперед, наконец, назад, в том же медленном темпе, с остановками. Впоследствии battement frappe можно исполнять, держась за станок одной рукой, по два раза в каждом направлении, то есть «крестом». Подготовительное и заключительное движения здесь обязательны.
Следующий этап — выполнение этого упражнения на один такт в 2/4. Затем с затактным сгибанием ноги и с мягким ударом об опорную ногу. Выпрямление ноги при этом несколько усиливается и занимает 1/8 такта, пауза на носке равна 2/8.
И, наконец, пауза исключается, акцент падает на разгибание ноги, и все движение исполняется в полную силу.
Окончательный темп этого движения достигает 1/8 такта и че-редуется с темпом в 1/4. Например, можно исполнить два battements frappes по 1/4 и три таких же battements по 1/8, последняя 1/8 выдерживается на открытом положении ноги.
Когда battement frappe, выполняемый носком в пол, усвоен на 1/4 такта, его начинают изучать на 45°, сохраняя все те же правила движения, но с усиленным акцентом на сгибание ноги. В этом случае удар ступни по опорной щиколотке спереди делается более упруго.
Затем battement frappe на 45° изучают, стоя на высоких полу-пальцах. Подготовительное движение тоже выполняется с releve на полупальцы. Далее этот battement изучается с releve на полупальцы, то есть в момент сгибания нога поднимается на полупальцы, в момент выпрямления — опускается с них. Данный прием

может выполняться с выпрямлением свободной ноги носком в пол и на 45°.
Перед изучением battement frappe на полупальцах необходимо отдельно отработать releve на полупальцы не только на двух ногах, но и на одной, при помощи следующего упражнения, выполняемого лицом к станку.
Музыкальный размер — 2/4. Исходная позиция ног — V. На один такт делается releve на полупальцы и одновременно впереди стоящая нога переводится на cou-de-pied, на один такт опорная нога плавно опускается с полупальцев при положении свободной ноги на cou-de-pied спереди; далее, на каждый такт выполняются еще два releve на полупальцы, причем последнее заканчивается опусканием свободной ноги в V позицию вперед; наконец, на два такта выполняется battement tendu в сторону с закрыванием ноги назад в V позицию. После этого все упражнение выполняется в обратном порядке и повторяется с другой ноги.
Все упражнение выполняется плавно, выворотно, легко, с вытянутым коленом и эластичной ступней. Корпус и голова удерживаются прямо. Центр тяжести точно находится на опорной ноге. Руки свободно лежат на станке. Тело подтянуто, особенно в момент поднимания на полупальцы.
Существует усложненная форма battement frappe, которая называется «battement double». Она отличается от предыдущей тем, что дополняется одним переносом ноги приемом petit battement sur le cou-de-pied, а поэтому изучается после него. Сначала battement double frappe изучают, держась за станок одной рукой, в следующем упражнении. Исполняется на один такт в 4/4: сгибание ноги — 1/4, перенос ступни — 1/4, выпрямление ноги — 1/4, остановка — 1/4. Затем движение выполняется вдвое быстрее, то есть по 1/8 на каждую составную его часть. После этого сгибание и перенос ступни делаются затактно на 1/8, выпрямление ноги — на 1/8, за которым следует остановка в 1/4. Потом остановка устраняется.
Порядок прохождения этого упражнения следующий: сначала оно выполняется в сторону, затем вперед и назад и, наконец, «крестом» с различными вариантами.
Вначале данное движение осваивается носком в пол, затем на 45°; далее — стоя на полупальцах и в сочетании с releve на полупальцы. Все правила, относящиеся к выполнению обычного bailment frappe и к petit battement sur le cou-de-pied, всецело распро-^раняются и на battement double frappe.
Наконец, данный battement, выполняемый носком в пол, сле-Дует соединять с demi-plie в момент раскрывания ноги, что может Происходить без спуска с полупальцев или опускаясь с них.
Сначала этот прием осваивается «крестом», при обычном положении руки, корпуса и головы, затем в малых позах. Например: исполняются два double frappe в сторону и один вперед в позу ''асёе. Каждое frappe исполняется на каждую четверть такта, по-

за выдерживается 1/4 такта. Или исполняются два double frappe в сторону, один вперед в позу effacee и один назад в позу effacee. Каждое frappe исполняется на 1/4 такта. Третий пример: исполняется один double frappe в сторону, один вперед в позу effacee, один в позу ecartee вперед, один в сторону. Каждое frappe делается на 1/4 такта и т. д.
Все три примера исполняются обратно. Причем каждая поза effacee вперед исполняется с округленной рукой в 1-й позиции с быстрым наклоном корпуса вперед на 45°, голова при этом обращена лицом на кисть этой руки. Переход в позу делается с предварительным поворотом головы в сторону опорной ноги, о которую в тот же момент исполняются оба удара ступней.
Каждое frappe назад исполняется в позу второго arabesque тоже с быстрым и небольшим перегибом корпуса назад. Переход в эту позу делается также с предварительным поворотом головы в сторону опорной ноги, о которую производятся оба удара ступни.
Прием этот хорошо развивает быструю и четкую согласованность всех элементов, из которых он слагается.
Выполнять этот вид battement frappe следует легко, отчетливо, без лишней акцентировки, в строгом характере.

МЫ