Арабский танец: рождается с музыкой
25.03.2015 в 10:27

Сегодня мы публикуем третий материал проекта dancesport.by и студии современного танца «CityDance», из которого мы узнаем о стилях арабской музыки в танце.

   Музыка присутствует в жизни практически каждого человека. Она доносится из машин, окон домов, а в транспорте или на прогулке мы часто видим людей в наушниках, из которых доносится самая разнообразная музыка, ведь она дает нам определенное настроение, может взбодрить утром или успокоить перед сном, обрадовать или расстроить, или вызвать какие-то воспоминания. И если вы знакомитесь с кем-то, то ответ на вопрос «а какую музыку вы предпочитаете?» может вызвать у вас еще большую симпатию или наоборот, оттолкнуть: вкусы бывают очень специфические, не правда ли?

 

Давайте немного поиграем. Правила очень простые: вам нужно представить музыку, которая подойдет к следующим фотографиям:

Все верно, это вальс, марш, классический балет и танго. И наоборот, если вы где-то услышите одну из этих «музык», то без сомнения будете знать, какой танец сейчас нужно танцевать. Можно было бы продолжить «фоторяд» хип-хопом, полькой, брейк-дансом, тверком (я не случайно выбираю абсолютно разные направления) и еще множеством других – вы узнали бы их также легко. И раз основной темой является восточный танец, то, конечно, в список попадает и он.

 

Однако внутри понятия «восточная музыка» существует множество стилей. Или, говоря по-другому, каждому из стилей арабского танца соответствует «своя» музыка, и точно также, услышав определенную композицию, вы сможете увидеть в воображении и образ танцовщицы, и назвать возможные варианты стиля танца. Классическая музыка (классическая египетская музыка) отличается от фольклорных песен, обе они отличаются от современной эстрадной песни и так далее. И, конечно, в арабской музыке есть замечательные соло-композиции, исполняемые на арабском барабане, который называется дарбука. Выглядит он вот так, и на нем можно не только играть, но и танцевать.

Танец, исполняемый под соло дарбуки, называется табла.

Однако, барабанные ритмы используются и внутри музыкальных композиций, и этих ритмов в свою очередь существует достаточно много (отчасти благодаря им, а также характерным инструментам, например, мизмару – восточной флейте, мы и различаем стили самих композиций), и они также бывают фольклорными и классическими. Здесь я только приведу несколько названий ритмов: максум, мальфуф, халиджи, саиди, дабка, аюб, беледи, но на самом деле их намного больше.

Некоторые названия ритмов совпадают с названиями танцев, например, халиджи, саиди, дабка и беледи являются названиями как ритмов, так и стилей танца. У ритмов может быть свое назначение: мальфуф часто играют в начале выступления, при выходе танцовщицы на сцену; вариации аюба используются в ритуальном трансовом танце «заар», или «зар»; ритм заффа можно услышать на свадьбах – под него выводят жениха и невесту, и так далее. А результаты научных исследований, да и скорее всего, ваш собственный опыт показывают, что барабанные ритмы обладают магической силой, способной воодушевлять людей, настраивать их на лучшее, возвращать веру в себя, также как и излечивать многие болезни, не поддающиеся лечению традиционной медициной. Недаром ритуальные обряды в самых различных культурах (и в славянской в том числе) проходят под звучание барабанов.

И, конечно же, есть такое понятие, как «музыкальный диалект» - сирийский, ливанский фольклор, музыка Ирана, Египта и Ирака будут отличаться друг от друга. На фотографиях слева направо вы видите классический танец, саиди (фольклор) и ираки (фольклор).

Теперь давайте подробно разберем каждый из ритмов… Шутка .Нет-нет, не волнуйтесь, этого мы делать не будем, ведь цель этой статьи - рассказать о существовании разнообразных музыкальных направлений и ритмов в восточной музыке, и если вам стало интересно, то прочесть информацию и прослушать треки с записью ритмов можно здесь http://www.nourdance.ru/str10.html .

Рассказывая об арабской музыке, нельзя обойти историческую тему, но я постараюсь сделать это интересно и… недолго!

Итак.

О ее бьющих рекорды выступлениях в Королевском Фестивальном Холле (Royal Festival Hall) в Лондоне в 1962 году написали газеты всего мира. «Кассы были осаждены как никогда раньше. Билеты ходили из рук в руки за более чем 1000 фунтов на черном рынке. Кассовые сборы побили рекорд Фрэнка Синатры, когда он приезжал в Лондон. И какая же звезда собрала столько народу вчера вечером?... Файруз (Fairouz), лучшая певица в арабском мире». Файруз выступала на самых престижных мировых сценах, включая такие, как Альберт Холл (Albert Hall), Карнеги Холл (Carnegie Hall), Линкольн Центр (Lincoln Center) , Shrine Auditorium в Лос-Анджелесе и многие другие.

 На фото – Файруз.

 

Она провела на пике своей карьеры 60 лет, и обычно ее выступление могло продолжаться до 6-ти часов кряду (кстати, одна арабская песня и, соответственно, танец, может длиться полчаса, тогда как стандартный трек на нашей эстраде в среднем 3-4 минуты). Говорят, в детстве ей приходилось выступать в костюме мальчика, чтобы не нарушать традиций. Спустя больше, чем три десятилетия после её смерти, многие считают её самым выдающимся исполнителем в арабском мире XX столетия. В 1970 году она приехала на гастроли в СССР, но тогда её концерт не состоялся, так как в Египте умер президент, и она срочно вернулась в Каир. Эти слова об Умм Кальсум (Umm Kalthoum) – женщине, которая перевернула представление об арабской культуре во всем мире.

На фото – Умм Кальсум.

Как и обещала, истории было совсем чуть-чуть. Добавлю только, что, конечно, мир не стоит на месте, и сейчас популярны многие арабские музыканты, например, Амр Диаб, Наташа Атлас, Мириам Фарес, Хайфа Вахбе – их творчество покоряет уже не только поклонников арабского танца, но и становится известными более широкой публике.

 

В следующий раз мы начнем поближе знакомиться со стилями  арабских танцев, а в заключение несколько треков арабской музыки:
Arm Diab
Natasha Atlas
Iraki
Zaar
Tabla Solo
Saidi
Khalidzhi

Автор: Оксана Богуславчик

 

С остальными материалами из цикла можно ознакомиться по ссылке:

Арабский танец: красота и уверенность каждый день

Арабский танец: о чем я не знала, пока не начала танцевать

 

 

 

Ваш комментарий,

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
МЫ