Сегодня мы публикуем пятый материал проекта dancesport.by и студии современного танца «CityDance», из которого мы узнаем еще о нескольких видах фольклорного танца стран Востока.
Тема этой статьи должна была звучать по-другому, но… «помешали» конкурсантки Belly Fest – 2015, участвовавшие в номинациях «фольклор соло» и «фольклор группы». В рамках конкурсной программы танцовщицы из Минска, Полоцка, Могилева, Новополоцка, г. Великие Луки и Бобруйска настолько красочно представили различные фольклорные направления, так точно передали настроение каждого танца, что их выступление просто никак нельзя было оставить без внимания.
Поэтому сегодня будем говорить о:
Начнем с дабки. Дáбка (дáбке, дáбки) – фольклорный танец стран Ближнего Востока: Ливана, Сирии, Палестины, Иордании и т.д., и в каждой стране он представлен по-своему. Это очень энергичный (благодаря многочисленным прыжкам) танец, который может исполняться и женщинами, и мужчинами. На фото – Нур и Яссер Аль-Сувейри.
Танец очень популярен на праздничных событиях, таких как свадьба, рождение ребенка или сбор богатого урожая. Наиболее известна ливанская дабка, в ресторанах Ливана можно встретить компании, танцующие этот танец. О возникновении танца есть легенда, по которой он появился в те давние времена, когда крыши домов делались из дерева, соломы и грязи и ее нужно было уплотнить (другого способа, кроме как хорошенько потоптаться по ней ногами, тогда не было), а сделать это в одиночку было трудно, тогда для этой скучной и нелегкой работы созывались все соседи и друзья. По другой версии крестьяне собирались и топтали землю для того, чтобы она стала плодородной.
В основе музыки лежит четкий и тяжеловатый ритм, в песнях для дабки часто встречается военная тематика, но обычно они о любви. Музыканты аккомпанируют на мизмарах, табле, дарбуке.
В современных театрализованных постановках дабки могут использоваться достаточно сложные трюки и разнообразные рисунки (одна линия, круг, небольшие группки, несколько линий), но в оригинале это простой в исполнении танец, где стоящий первым в ряду танцор показывает движения (притопы, шаги, прыжки), а остальная цепочка повторяет за ним.
Мужской костюм для дабки состоит из длинных штанов - шаровар, свободной рубахи и жилетки. На голове может быть повязан платок, либо надета национальная шапочка, на ногах - сапоги. В женском костюме может быть использована юбка-клеш длиной чуть выше или чуть ниже колена, шаровары, рубашка с широкими рукавами и жилет. На ногах - туфельки на небольшом каблуке, на голове обязателен платок. Однако не забываем, что особенности народного костюма для дабки зависят от местности, где она исполнялась. В качестве аксессуаров могут быть использованы четки, которые вращают в руке, платочки, кнуты или кинжалы.
Александрия, или, по-другому, танец с мелáйей – это фольклорный египетский танец, но фольклорный не в обычном понимании этого слова, а придуманное сценическое отображение в танце жизни и характера женщин, проживающих в Александрии – одноименном городе-порте Египта. Главным атрибутом в танце является мелáйя – большая шаль, часть традиционной женской повседневной одежды (правда, за последние 10-15 лет она почти исчезла из обихода), в которую женщина обязательно заворачивалась перед выходом на улицу. В танце ее можно забрасывать на плечи, завязывать, подчеркивать с ее помощью движения или жесты, заворачиваться в нее или даже бросать на пол, если вдруг вас кто-то разозлил (по сценарию, конечно). Платье, надетое под мелайю, чаще всего чуть выше или чуть ниже колена, с многочисленными оборками, легкое и игривое. Плечи открыты либо с короткими рукавами, также украшенными оборками. Но могут быть и другие варианты, за исключением классического костюма для беллидэнс; главное – это мелайя. На голове в виде украшения часто используются легкие шарфики, к которым могут быть прикреплены цветы или помпоны, а поскольку Александрия – это портовый город, и одним из основных промыслов местных жителей является рыбалка, то лицо танцовщицы может частично закрывать сетка, напоминающая о рыболовных снастях.
Еще одной частью традиционного женского костюма являются деревянные шлепанцы, поэтому часто на ногах танцовщиц, исполняющих александрию, мы видим открытые туфельки, которые она может сбрасывать во время танца и танцевать босиком.
Александрия – один из немногих танцев, который не имеет в своей основе какого-то определенного ритма и строгих музыкальных рамок. Его можно танцевать под музыку балади, или использовать более современные песни о море и побережье.
И, наконец, халúджи. В переводе означает “залив”, и это стиль фольклорного танца Саудовской Аравии и стран Персидского залива. Халиджи – женский танец, в котором подчеркивается красота платья, украшений и волос танцовщицы; очень древний, но яркий и все еще очень популярный. Традиционный костюм для халиджи – широкое, яркое, богато украшенное вышивкой, с длинными свободными рукавами платье.
В основе танца лежат плавные скользящие шаги, тряски и круговые движения грудью, плечами, мягкие жесты руками, и, конечно, работа волосами (это могут быть перебрасывания длинных волос от одного плеча к другому, вращения).
Характерное положение рук - на уровне плеч, ладонями наружу. Если же присутствуют движения бедрами, то платье необходимо придержать руками. Большую роль в танце играют жесты: обыгрывая слова песни, танцовщица может показывать эмоции (любовь, поцелуй, переживания), используя движения рук, также в этом ей помогает костюм. Благодаря необычному крою рукава, его можно накидывать на голову, как капюшон, частично закрывать лицо снизу, делая акцент на глазах и т.д.
Ритм музыки для танца халиджи – одноименный (халиджи), песни легко узнаваемы. Танцуют его в основном группами, но сольный вариант также смотрится очень красиво.
Вообще говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому google в помощь вам - всем любознательным и открытым для нового девушкам! А для очень ленивых подборка видеоматериала тут:
Дабка https://www.youtube.com/watch?v=eiAdkny3__E
Александрия https://www.youtube.com/watch?v=Rzkz_l8TEVs
Халиджи https://www.youtube.com/watch?v=hhdyD7bI0uo
Автор: Оксана Богуславчик.
Предыдущие статьи из цикла можно посмотреть здесь:
- Арабский танец: рождается с музыкой
- Арабский танец: красота и уверенность каждый день
- Арабский танец: о чем я не знала, пока не начала танцевать
- Арабский танец : Саиди
Ваш комментарий,