В ГРОЗНЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫ
19.03.2011 в 11:21

В годы Великой Отечественной войны жизнь и Труд всех советских людей, в том числе и деятелей искусства, были подчинены одной цели — скорейшей победе над врагом. Артисты выступали на всех фронтах в военных подразделениях, в госпиталях, в пар¬тизанских отрядах. Вместе с выдающимися мастерами высту¬пала в концертах и молодежь, студенты театральных и музыкаль¬ных вузов.
Остававшийся в блокадном Ленинграде во главе с О. Иордан балетный коллектив проявлял примеры мужества и героизма. Несмотря на постоянные обстрелы и бомбежки артисты балета ни на день не прерывали своих выступлений.
В военных частях особенным успехом пользовались танцы на военную тему и народные танцы. Поэтому в годы войны создается большое количество ансамблей песни и пляски. Каж-дая воинская часть имела свой коллектив.
Особой популярностью пользовались такие хореографические композиции, как «И кто его знает» А. Радунского, «Девушка и Фриц» Р. Захарова, «Фриц и Ганс, или фашисты под Москвой» и «Пляска всех родов войск», поставленные артистом И. Кури-ловым, «Казачья пляска» и «Русский перепляс» П. Вирского, «Тачанка» В. Варковицкого, «День на корабле» И. Моисеева. В этих постановках находил отражение героизм советских людей, прославлялись бойцы Красной Армии, высмеивались фашисты.
Оперно-балетные театры России, Украины и Белоруссии во время войны находились в тылу — на Урале, в Сибири, в Казах¬стане и Среднеазиатских республиках. Но артисты регулярно организовывали бригады для выступлений на фронтах и воен¬ных заводах.
Балетмейстеры и артисты балета продолжали обновлять репертуар, ставя уже известные и создавая новые спектакли'. Театральные афиши Читы, Уфы, Перми, Иркутска, Фрунзе, Прже-вальска, Алма-Аты пополнились такими постановками, как «Бахчисарайский фонтан» и «Коппелия», «Бесова ночь» В. Йори-ша и первое действие «Лилеи», «Лебединое озеро», «Эсмеральда», «Тщетная предосторожность». Этим самым эвакуированные театры сохраняли балеты различных хореографических жанров для мирного времени, знакомили с ними зрителей Урала, Сибири и братских республик.
Балетные коллективы республик создавали в свою очередь самобытный репертуар. В Армении хореографами И. Арбатовым и 3. Мурадяном был поставлен балет «Хандут» на музыку из произведений композитора А. Спендиарова. Спектакль на тему армянского героического эпоса стал шагом вперед в развитии армянского национального классического балета.
Балеты, в которых разрабатывалась героическая тема, тема борьбы добра и зла, были поставлены в национальных балет-

ных театрах Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Башкирии и др. Не всегда это были удачи, не все спектакли тех лет сохранились в репертуаре, но важен был эмоциональный отклик на события тех дней.
Продолжали свою работу крупнейшие театры Москвы и Ленин¬града: Большой театр — в Куйбышеве, театр им. С. М. Кирова — в Перми, театр им. К- С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко оставался в Москве. В военные годы в этом театре были поставлены два балета: «Виндзорские проказницы» В. Оран¬ского (балетмейстеры В. Бурмейстер и И. Курилов) и «Лола» С. Василенко (балетмейстер В. Бурмейстер). Первый — перевод на язык танца комедии В. Шекспира. Второй — героический ба¬лет, в котором рассказывалось о борьбе испанских патриотов против поработителей. Спектакль, по своей тематике близкий к событиям того времени, имел большой успех.
К 25-й годовщине Октября, в 1942 году, в Перми Театр им. С. М. Кирова показал балет А. Хачатуряна «Гаянэ» в постановке Н. Анисимовой. Хореографическая партитура Н. Анисимовой включала различные национальные танцы, в ней были тщательно проработаны острые танцевальные характеристики всех героев, было найдено своеобразное пластическое решение для показа трудовых процессов.

Спектакль о жизни и труде советских колхозников в дни, когда фашисты пытались захватить Кавказ, вызывал чувство патриотиз¬ма, единения всего советского народа и был очень популярным.
В 1942 году, 30 декабря, три балетмейстера А. Радунский, Н. Попко и Л. Поспехин в Куйбышеве силами артистов Боль¬шого театра Союза ССР показали новый балет «Ассоль» по повести А. Грина «Алые паруса» на музыку В. Юровского. Стойкость главной героини, ее человечность и нравственная чисто¬та привлекали внимание зрителя. В роли Ассоли танцевала бале-рина Большого театра О. В. Лепешинская.

МЫ