Начало XX века стало началом новых направлений в русском искусстве. В балете они связаны с именами А. Горского и М. Фо-кина, по-новому утверждавшими идейно-художественные прин-ципы театра. В новых режиссерских системах соединились вое-дино искусство балетмейстера, режиссера, артистов, композито¬ра, художника. Первым выступил за обновление старого и за со¬здание нового реалистического балета Александр Алек¬сеевич Горский (1871 — 1924).
Свои лучшие спектакли (больше 50 балетов) он поставил на мо¬сковской сцене. В них он стремился достичь общей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографи-ческим коллективом балетную режиссуру, разработать танцеваль¬ную драматургию спектакля, а так же утвердить новые приемы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета.
Горский учился в Петербургском балетном училище у педа-гога Н. И. Волкова. Обладая высокими профессиональными зна¬ниями, Волков был передовым человеком того времени, со сме¬лыми критическими взглядами на жизнь. Свое критическое от¬ношение к миру он передавал ученикам. Многому Горский на¬учился и у М. Петипа, и Л. Иванова, в частности постановке мас¬совых танцев. В 1889 году А. Горский окончил училище и начал свою работу в театре в кордебалете. Постепенно, в течение 11 лет, он перешел на роли первого танцовщика.
Горский был широко образованным человеком. Он мог дири¬жировать оркестром, рисовал, знал в совершенстве систему запи¬си танцев, изобретенную В. И. Степановым, что очень помогало ему в работе. Кроме театра, А. Горский преподавал в петербург¬ской школе теорию танца.
Знание записи танцев сыграло большую роль в определе¬нии судьбы Горского. В свое время он записал постановку Пети¬па «Спящей красавицы» и именно поэтому ему предложили по-ставить этот балет в Москве, что он и сделал всего за три недели.
Это было в 1898 году и почти совпало с открытием в Москве Художественного театра. Сле-дующий балет, перенесенный Горским в Большой театр — «Раймонда» А. Глазунова. Ра-бота с московской балетной труппой убедила Горского в ее больших возможностях, и он решил оставить Петербург. Осенью 1900 года Горский пе-реезжает окончательно в Мо-скву, чтобы возглавить москов¬ский балет.
Первый балет Горского в Москве — «Дон Кихот», кото¬рый впервые был поставлен здесь же Петипа. Молодой ба¬летмейстер три месяца работал с труппой над спектаклем, пре¬мьера которого сразу же разде¬лила и критиков, и зрителей, и труппу на два лагеря. Вокруг спектакля развернулись оже¬сточенные споры. Поддержива¬ли Горского молодежь труппы во главе с Л. А. Рославлевой и М. М. Мордкиным, передовой де-мократический зритель, молодые художники. Что же было ново¬го в спектакле? Почему он вызвал такую бурную реакцию со сто¬роны критики, знатоков балета и старых балетных артистов?
Прежде всего это было не возобновление старой постановки, а новая редакция балета. Горский для оформления спектакля пригласил молодых художников-станковистов из частной оперы Мамонтова — К. А. Коровина и А. Я. Головина, которые создали новые декорации и костюмы. Используя режиссерские принципы Художественного театра и достижения балетмейстера Л. Ивано¬ва, Горский изменил общепринятые каноны классического танца, обогатив его элементами народных танцев. По-новому строил Горский и массовые танцы. В них отдельные группы выполняли разные задачи. От этого общепринятое построение пар в мас¬совых танцах настолько изменилось, что практически ломало ка¬ноны парного классического танца и вносило особую ясность в передачу содержания спектакля.
Было изменено и либретто балета, оно стало больше прибли¬жено к произведению Сервантеса.
Очень важно то, что Горский изменил стиль работы с труп-пой. До того как начать работу над спектаклем, он провел бесе¬ду с артистами, и когда началась работа на сцене, то каждый участник спектакля, даже статисты, знали свое место, свою роль и свое отношение ко всему происходящему.
Постановка вызвала такую разноречивую, скандальную прес¬су, что смотреть спектакль пошла и публика, ранее не посещавшая балет. В основном это была демократическая, прогрессивно на¬строенная интеллигенция, которая безоговорочно приняла ра¬боту Горского.
Следующей постановкой Горского в Москве стал балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Балетмейстер практиче¬ски заново поставил 1-й акт, сохранив, однако, все лучшее, что было в хореографии Петипа и Иванова, в целом усилил действен¬ность спектакля. Премьера прошла успешно.
Обе эти постановки, а также возобновленный им «Конек-Горбунок» и даже заново поставленный «Вальс-фантазия» М. И. Глинки, в котором Горский, не придерживаясь какого-либо сюжета, стремился средствами хореографии выразить содержание музыки, стали как бы подготовительным этапом к его самостоя¬тельному творчеству.
В конце 1901 года Горский начал работу над постановкой сво¬его первого самостоятельного балета «Дочь Гудулы», по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Эта тема в балете не бы¬ла новой. Уже существовал балет «Эсмеральда», поставленный Жюлем Перро. Но балет Горского сильно отличался от прежнего тем, что акцент в нем был сделан на массовых сценах.
Горский провел большую подготовительную работу. Вместе с художником Коровиным он съездил в Париж, чтобы изучить место действия балета: разработал заранее режиссерский план спектакля. Только после этого он приступил к репетициям.
Премьера спектакля в 1902 году вызвала вновь резкое осуж-дение со стороны знатоков балета, которые считали, что в нем мало танцев, хотя это было совершенно неверно: и танцев было достаточно, особенно в 3-м акте, и поставлены они были мастер-ски. Спектакль отражал творческие поиски балетмейстера в об-ласти создания хореографической драмы, в которой.все танцы вытекали из действия и подчинялись логике поступков главных героев. Стремясь к исторической достоверности, Горский увле-кался чисто внешними моментами, что приводило к натурализму и было известным недостатком постановки.
Основное реалистическое направление русского театра в те годы, работа Художественного театра, сторонником и поклонни¬ком которого был Горский, заставляли его искать новые пути для создания яркого реалистического спектакля. Будучи человеком передовых взглядов и чувствуя нарастающий революционный подъем, Горский стремился средствами балета указать на недо¬статки современного ему общества. Один за другим он ставит та¬кие балеты, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Баядерка», «Вол¬шебное зеркало», «Дочь фараона». И хотя все они были рань¬ше поставлены Сен-Леоном или Петипа, Горский придавал им своеобразную трактовку, выделяя мотивы социальной несправед¬ливости. Обновляя балеты классического наследия, он давал им более долгую жизнь. «Раймонда», «Дон Кихот», «Конек-Горбу¬нок», «Коппелия», «Тщетная предосторожность» благодаря Гор¬скому надолго сохранились в репертуаре наших театров.
Как человек своего времени Горский испытал влияние мод-ных тогда течений — символизма и импрессионизма. Это про-явилось в таких его постановках, как «Нур и Анитра», «Этюды» — дивертисмент на музыку Грига, Шопена, Рубинштейна, который без всякого сюжета просто создавал настроение у зрителей, но¬вая редакция «Раймонды», ее символистская трактовка, от кото¬рой впоследствии балетмейстер отказался.
Но это был очень недолгий период в творчестве Горского, деятельность которого в основном была направлена на освобождение балета от многих условностей академизма, на придание исторической достоверно¬сти оформлению спектаклей, на то, чтобы все танцы — и солистов, и кордебалета — были танцами-действиями, подчиняющимися ло¬гике развития сюжета.
И в 1910 году состоялась премьера нового оригинального ба-лета А. Горского «Саламбо», по одноименному роману Г. Флобера на музыку А. Арендса.
Его характеризуют необыкновенно красочные танцевальные сцены, такие, как сон Саламбо, танец жриц, оживление богов, танцы богини Танаит, а также Танаит и Молоха. Это одна из лучших постановок Горского. И несмотря на то что он не сумел до конца раскрыть глубину идей и образов романа Флобера, спектакль был явлением положительным, он был противопоставлением призывам декадентов к отходу от клас¬сической литературы. Положительным было и то, что Горский в сложное предреволюционное время обратился к прогрессив¬ным, общественно значимым идеям.
Результатом многолетней деятельности Горского в Москве явился содержательный, преобразованный, обновленный репер¬туар балета Большого театра. Неоценимую помощь балетмей¬стеру в его работе оказывали талантливые мастера московской сцены, особенно Л. Рославлева, С. Федорова 2-я и М. Мордкин.