ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ А. А. ГОРСКОГО
19.03.2011 в 08:21

Начало XX века стало началом новых направлений в русском искусстве. В балете они связаны с именами А. Горского и М. Фо-кина, по-новому утверждавшими идейно-художественные прин-ципы театра. В новых режиссерских системах соединились вое-дино искусство балетмейстера, режиссера, артистов, композито¬ра, художника. Первым выступил за обновление старого и за со¬здание нового реалистического балета Александр Алек¬сеевич Горский (1871 — 1924).
Свои лучшие спектакли (больше 50 балетов) он поставил на мо¬сковской сцене. В них он стремился достичь общей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографи-ческим коллективом балетную режиссуру, разработать танцеваль¬ную драматургию спектакля, а так же утвердить новые приемы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета.
Горский учился в Петербургском балетном училище у педа-гога Н. И. Волкова. Обладая высокими профессиональными зна¬ниями, Волков был передовым человеком того времени, со сме¬лыми критическими взглядами на жизнь. Свое критическое от¬ношение к миру он передавал ученикам. Многому Горский на¬учился и у М. Петипа, и Л. Иванова, в частности постановке мас¬совых танцев. В 1889 году А. Горский окончил училище и начал свою работу в театре в кордебалете. Постепенно, в течение 11 лет, он перешел на роли первого танцовщика.
Горский был широко образованным человеком. Он мог дири¬жировать оркестром, рисовал, знал в совершенстве систему запи¬си танцев, изобретенную В. И. Степановым, что очень помогало ему в работе. Кроме театра, А. Горский преподавал в петербург¬ской школе теорию танца.
Знание записи танцев сыграло большую роль в определе¬нии судьбы Горского. В свое время он записал постановку Пети¬па «Спящей красавицы» и именно поэтому ему предложили по-ставить этот балет в Москве, что он и сделал всего за три недели.
Это было в 1898 году и почти совпало с открытием в Москве Художественного театра. Сле-дующий балет, перенесенный Горским в Большой театр — «Раймонда» А. Глазунова. Ра-бота с московской балетной труппой убедила Горского в ее больших возможностях, и он решил оставить Петербург. Осенью 1900 года Горский пе-реезжает окончательно в Мо-скву, чтобы возглавить москов¬ский балет.
Первый балет Горского в Москве — «Дон Кихот», кото¬рый впервые был поставлен здесь же Петипа. Молодой ба¬летмейстер три месяца работал с труппой над спектаклем, пре¬мьера которого сразу же разде¬лила и критиков, и зрителей, и труппу на два лагеря. Вокруг спектакля развернулись оже¬сточенные споры. Поддержива¬ли Горского молодежь труппы во главе с Л. А. Рославлевой и М. М. Мордкиным, передовой де-мократический зритель, молодые художники. Что же было ново¬го в спектакле? Почему он вызвал такую бурную реакцию со сто¬роны критики, знатоков балета и старых балетных артистов?
Прежде всего это было не возобновление старой постановки, а новая редакция балета. Горский для оформления спектакля пригласил молодых художников-станковистов из частной оперы Мамонтова — К. А. Коровина и А. Я. Головина, которые создали новые декорации и костюмы. Используя режиссерские принципы Художественного театра и достижения балетмейстера Л. Ивано¬ва, Горский изменил общепринятые каноны классического танца, обогатив его элементами народных танцев. По-новому строил Горский и массовые танцы. В них отдельные группы выполняли разные задачи. От этого общепринятое построение пар в мас¬совых танцах настолько изменилось, что практически ломало ка¬ноны парного классического танца и вносило особую ясность в передачу содержания спектакля.
Было изменено и либретто балета, оно стало больше прибли¬жено к произведению Сервантеса.
Очень важно то, что Горский изменил стиль работы с труп-пой. До того как начать работу над спектаклем, он провел бесе¬ду с артистами, и когда началась работа на сцене, то каждый участник спектакля, даже статисты, знали свое место, свою роль и свое отношение ко всему происходящему.
Постановка вызвала такую разноречивую, скандальную прес¬су, что смотреть спектакль пошла и публика, ранее не посещавшая балет. В основном это была демократическая, прогрессивно на¬строенная интеллигенция, которая безоговорочно приняла ра¬боту Горского.
Следующей постановкой Горского в Москве стал балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Балетмейстер практиче¬ски заново поставил 1-й акт, сохранив, однако, все лучшее, что было в хореографии Петипа и Иванова, в целом усилил действен¬ность спектакля. Премьера прошла успешно.
Обе эти постановки, а также возобновленный им «Конек-Горбунок» и даже заново поставленный «Вальс-фантазия» М. И. Глинки, в котором Горский, не придерживаясь какого-либо сюжета, стремился средствами хореографии выразить содержание музыки, стали как бы подготовительным этапом к его самостоя¬тельному творчеству.
В конце 1901 года Горский начал работу над постановкой сво¬его первого самостоятельного балета «Дочь Гудулы», по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери». Эта тема в балете не бы¬ла новой. Уже существовал балет «Эсмеральда», поставленный Жюлем Перро. Но балет Горского сильно отличался от прежнего тем, что акцент в нем был сделан на массовых сценах.
Горский провел большую подготовительную работу. Вместе с художником Коровиным он съездил в Париж, чтобы изучить место действия балета: разработал заранее режиссерский план спектакля. Только после этого он приступил к репетициям.
Премьера спектакля в 1902 году вызвала вновь резкое осуж-дение со стороны знатоков балета, которые считали, что в нем мало танцев, хотя это было совершенно неверно: и танцев было достаточно, особенно в 3-м акте, и поставлены они были мастер-ски. Спектакль отражал творческие поиски балетмейстера в об-ласти создания хореографической драмы, в которой.все танцы вытекали из действия и подчинялись логике поступков главных героев. Стремясь к исторической достоверности, Горский увле-кался чисто внешними моментами, что приводило к натурализму и было известным недостатком постановки.
Основное реалистическое направление русского театра в те годы, работа Художественного театра, сторонником и поклонни¬ком которого был Горский, заставляли его искать новые пути для создания яркого реалистического спектакля. Будучи человеком передовых взглядов и чувствуя нарастающий революционный подъем, Горский стремился средствами балета указать на недо¬статки современного ему общества. Один за другим он ставит та¬кие балеты, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Баядерка», «Вол¬шебное зеркало», «Дочь фараона». И хотя все они были рань¬ше поставлены Сен-Леоном или Петипа, Горский придавал им своеобразную трактовку, выделяя мотивы социальной несправед¬ливости. Обновляя балеты классического наследия, он давал им более долгую жизнь. «Раймонда», «Дон Кихот», «Конек-Горбу¬нок», «Коппелия», «Тщетная предосторожность» благодаря Гор¬скому надолго сохранились в репертуаре наших театров.
Как человек своего времени Горский испытал влияние мод-ных тогда течений — символизма и импрессионизма. Это про-явилось в таких его постановках, как «Нур и Анитра», «Этюды» — дивертисмент на музыку Грига, Шопена, Рубинштейна, который без всякого сюжета просто создавал настроение у зрителей, но¬вая редакция «Раймонды», ее символистская трактовка, от кото¬рой впоследствии балетмейстер отказался.

don.jpg

Но это был очень недолгий период в творчестве Горского, деятельность которого в основном была направлена на освобождение балета от многих условностей академизма, на придание исторической достоверно¬сти оформлению спектаклей, на то, чтобы все танцы — и солистов, и кордебалета — были танцами-действиями, подчиняющимися ло¬гике развития сюжета.
И в 1910 году состоялась премьера нового оригинального ба-лета А. Горского «Саламбо», по одноименному роману Г. Флобера на музыку А. Арендса.

don2.jpg

Его характеризуют необыкновенно красочные танцевальные сцены, такие, как сон Саламбо, танец жриц, оживление богов, танцы богини Танаит, а также Танаит и Молоха. Это одна из лучших постановок Горского. И несмотря на то что он не сумел до конца раскрыть глубину идей и образов романа Флобера, спектакль был явлением положительным, он был противопоставлением призывам декадентов к отходу от клас¬сической литературы. Положительным было и то, что Горский в сложное предреволюционное время обратился к прогрессив¬ным, общественно значимым идеям.
Результатом многолетней деятельности Горского в Москве явился содержательный, преобразованный, обновленный репер¬туар балета Большого театра. Неоценимую помощь балетмей¬стеру в его работе оказывали талантливые мастера московской сцены, особенно Л. Рославлева, С. Федорова 2-я и М. Мордкин.

МЫ