Традиционные популярные танцы
03.07.2011 в 18:53

Белорусская национальная хореография сохранила богатое творческое наследие прошлого. Наиболее популярны белорусские народные танцы — «Лявоніха», «Крыжачок», «Юрачка», «Полька-Янка», «Чарот», «Таўкачы- кі», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Бульба», «Ручнікі», «Млынок», «Кас- цы», «Козачка», «Мяцеліца», «Мікіта», «Дударыкі», «Бычок», «Казыры».
Однако большое число танцев, созданных народом и бытующих или бытовавших в недавнем прошлом в Белоруссии, к сожалению, не вошло и репертуар танцевальных коллективов. Причиной тому — недостаточное знание нашими балетмейстерами богатств народной хореографии, а также отсутствие нужных сборников записей белорусских танцев. Постановщиков до сих пор ждут такие белорусские танцы, как «Антошка», «Анцуіе- ля», «Балабас», «Барыня», «Бондар», «Верабей», «Веялка», «Віхор», «Га- лубец», «ГняваЬі», «Грыця», «Гусарыкі», «Гусачок», «Жабка», «Журавель», «Зайчык», «Закаблука», «Зязюля», «Іцык», «Канапелькі»г «Каханачка», «Качан», «Кроены», «Кругавы», «Крутуха», «Круцёлка», «Курачка», «Ланцуг», «Лучыніца», «Малацілачка», «Падушачка», «Паця- руха», «Перапёлачка», «Плясуха», «Пятушок», «Растрападкі», «Расхожая», «Скакуха», «Талакуха», «Трасуха», «Трубач», «Цапы», «Церніца», «Чабор», «Чыжык», «Шарлатан», «Шастак», «Шуплядка» и др.
Белорусским народным танцам свойственны свои характерные особенности. К. А. Алексютович всегда подчеркивал, что белорусский танец отличается своеобразным рисунком, порой сложными композиционными приемами, использующими красочные орнаментальные узоры. \ Каждый танец имеет свою группу элементов движения, свое музыкальное сопровождение, свой ритмический рисунок-,/«народный танец не только утверждает различные типы движений. Он придает им весьма разнообразный пластический облик»
Особенность белорусского танца — динамичность и жизнерадостность, эмоциональность и коллективный характер исполнения.

Композиции белорусских народных танцев часто напоминают рисунки народного художественного ткачества и вышивки, их узоры, слагающиеся из отдельных фигур. «В создании ткацкого орнамента участвуют, как правило, самые простые фигуры: квадраты, прямоугольники, полоски, треугольники, крестики и многоугольники. Сочетания их создают собой самые разнообразные орнаментальные мотивы»', . В народном орнаменте каждая фигура несет в себе известный смысл. Аналогичное сочетание простых элементов движения образует перестроения, переходы, переплетения в орнаментальном белорусском танце. Богатство фантазии хореографа и разнообразие средств выразительности воссоздают в танцах белорусский ткацкий орнамент настолько изобразительно, что каждый танец становится ярко индивидуальным. Именно в богатстве рисунка и заключена одна из характерных особенностей белорусского народного танца. Большие выразительные возможности и вместе с тем пластику движений таят в себе руки исполнителей. Руки как бы аккомпанируют танцу, помогают передать настроение, внутреннее чувство исполнителя.
Особенностью многих белорусских народных танцев является также их сюжетность. Движениями танца исполнитель рассказывает о своей жизни, о своем труде, отношении к природе.
Раскрытию замысла танца часто помогает мягкий народный юмор, которым проникнуты многие игровые сюжетные танцы, например, «Юрач- ка», «Мікіта», «Дударыкі». В них используются как хореографические, так и актерские средства выразительности.
По своему содержанию и тематике популярные традиционные белорусские танцы подразделяются на: 1) раскрывающие характер народа, 2) отображающие трудовые процессы и бытовые явления, 3) отображающие явления природы, 4) обыгрывающие черты характера человека, 5) изображающие птиц, зверей, домашних животных и подражающие их движениям.

МЫ