Позы и танцевальные шаги
17.03.2011 в 22:48

Позы и танцевальные шаги

Позы классического танца выполняются в определенном, строго установленном пространственном рисунке и слагаются из самых различных положений головы, рук, корпуса и ног.
Прежде всего надо отметить, что в позах классического танца все повороты и наклоны головы являются, в сущности, ведущими по отношению ко всей фигуре исполнителя. В самом деле, движение головы человека вызывается в Жизни обычно стремлением видеть, слышать или не слышать объект, который привлекает его внимание.
Конечно, в позах классического танца каждое положение головы определяется совокупностью художественных приемов и правил расположения тела танцовщика в пространстве. Но это не значит, что каждое такое положение головы является мертвым каноном, а не пластической основой, овладение которой позволяет танцовщику действовать в образе.
Следовательно, в позах классического танца ведущая роль так же, как и в жизни, принадлежит голове, в особенности направленности взгляда. Именно взгляд танцовщика полнее и яснее всего раскрывает внутреннюю жизнь воплощаемого им сценического образа. Устремлен ли взгляд танцовщика на партнера или как бы обращен в глубину своих чувств и мыслей, он всегда будет восприниматься зрителем как признак проявления внутренней жизни человека. И как бы ни были согласованны движения головы, рук и корпуса, без соответствующей устремленности взгляда поза классического танца не может быть вполне законченной и выразительной.
Действия рук в позах классического танца, подобно поворотам и наклонам головы, не являются обязательным стандартом, а служат лишь пластической основой для воспроизведения самого раз-нообразного по смыслу и характеру актерского танцевального Жеста.
Если устремленность взгляда играет первостепенную роль в выразительном движении головы, то в движении рук кисть выполняет столь же значительную роль. В позах классического танца Вся рука, начиная от плеча и кончая пальцами, активно действует.

Плечо, локоть, запястье, кисть и пальцы объединены направленностью танцевального жеста, особенно в тех случаях, когда используется прием allongee.
Но именно кисть руки, подобно взгляду, придает танцевальному жесту необходимую осмысленность и пластическую завершенность.
Корпус в позах классического танца также принимает активное участие и имеет свои пластические особенности. Если в положениях головы определяющим является направленность взгляда, а в движениях рук — кисти, то в движениях корпуса наиболее выра-зительны плечи. Положение рук и головы, не подкрепленное и не дополненное соответствующим поворотом корпуса (epaulement) или его наклоном, что зрительно воспринимается как движение плеч, не может быть достаточно выразительным и целеустремленным. Вообще действия корпуса не прекращаются, пока танцовщик выражает свои чувства и стремления при помощи позы.
В жизненных условиях человек шагает обычно для того, чтобы осуществить поступательное движение. Следовательно, действие ног в позах классического танца следует воспринимать как фиксированный или проходящий шаг. Рассматривать же его как некий технический эффект, а не как органическое свойство движения человека было бы неверно.
В позах классического танца обе ноги принимают самое активное участие. Бедро, колено, щиколотка, подъем и пальцы раскрытой ноги подчеркивают направленность поступательного движения всей фигуры танцовщика. Опорная нога, выполняющая demi-pJie или releve на полупальцы, также придает всей фигуре танцовщика характер поступательного движения. Но все же наиболее заметная роль принадлежит ступне, которая дает пластическую завершенность всей раскрытой ноге.
Если ступня танцовщика по технике движения недостаточно хорошо «воспитана», значит, исполняемая поза не будет отличаться филигранной отточенностью и законченностью хореографического рисунка. Недотянутые подъемы и пальцы, расслабленный го-леностоп придают всей ноге (следовательно, и всей позе) техническую и пластическую незавершенность. Разумеется, раскрытая и опорная нога должны работать выворотно, колено и бедро удерживаться правильно, но если ступня недисциплинированна в своем движении, поступательность шага будет незавершенной, пластически невыразительной.
Какова же взаимосвязь движений всех частей тела исполнителя в позах классического танца? Совершенно очевидно, что физические действия верхнего и нижнего пояса тела танцовщика различны, но едины по своей пластической направленности.
Поэтому в учебной работе крайне важно постигать не только правильное построение позы, но и чувство танца, которому свойственна живая поступательная устремленность всей фигуры исполнителя.
Позы, принятые школой классического танца, делятся яа малые, средние и большие формы, которые могут выполняться приемом arrondie или allongee. Первый прием предусматривает закругленные линии рук в локте, запястье и пальцах, второй прием ~-вытянутые, как бы удлиненные линии рук от локтя до кончиков пальцев.
Если первому приему выполнения поз присущи статичность и некоторая сдержанность движений, то второму — стремительность и полетность. Взаимосвязь этих двух приемов вносит в классический танец элемент пластического разнообразия и контрастности.

МЫ