ПОИСКИ ПУТИ

20-е годы были годами напряженных поисков в балетном театре. Передовым деятелям балета приходилось преодолевать влияние пролеткультовских «теорий», различных модернистских тече-ний. Идейно-творческая борьба была упорной. Она касалась вопросов сохранения классического наследия прошлого, исполь¬зования или отрицания классического танца, его выразительных возможностей, развития традиционных форм балета, реалистиче¬ского отражения действительности и, наконец, отношения к чисто¬му формотворчеству балетмейстеров тех лет.
В 1918 году уехал в Стокгольм Михаил Фокин. Театр Петро¬града, остался без балетмейстера. Из создавшегося положения его не могли вывести ни Борис Романов, возглавивший труппу Мариинского театра, ни Леонид Леонтьев, ни Александр Чекрыгин.
Возобновление спектаклей М. Фокина Чекрыгиным и Леонть¬евым стало большим событием в жизни петроградского балета. Но они были далеки от того подлинного художественного новатор¬ства, которое неотделимо от передовых идеалов времени, от изображения нового человека, от революционных событий.
Уважение к классическому наследию и экспериментирование сочеталось в творчестве А. Горского, работавшего в Москве. Он первый отобразил в балете современнуютему, первый поставил детский балет-феерию «Вечно живые цветы». Попыткой отклик-нуться на революционные события и раскрыть дух народной вольницы в массовых сценах стал и балет А. Горского «Стенька Разин» на музыку А. Глазунова. С него началось воплощение историко-героической темы в советском балете.
Однако не все постановки Горского были удачными. Нельзя признать удачной постановку «приземленной», осовремененной «Жизели», где Горский стремился драматизировать действие, придать спектаклю социальный характер; недолго продержались в репертуаре стилизация под античность танцевальной пантомимы «Хризис», пастораль «Безделушки» на музыку Моцарта и «Грот Венеры» из оперы «Тангейзер» Р. Вагнера.
Новое рождалось в ожесточенных спорах, в стремлении балет¬мейстеров сблизиться с идеями революции, освоить новое содер¬жание жизни. Но пути сближения с жизнью многим были еще неясны. Каждый шаг хореографов в поисках пути был очеред¬ным экспериментом. Были даже попытки приспособить старые балеты и музыку к новым «революционным» сценариям. Как правило, это выглядело вульгаризацией и иногда просто дискреди¬тировало связь балета с темами современности. Но постепенно в балете появлялась новая тематика — участие человека в пре¬образованиях страны.
Новые представления о месте отдельной личности в истории, о связи личности с массами заставили хореографов создавать новые образы, рожденные временем. Новое художественное восприятие мира проявилось наиболее ярко в творчестве балет¬мейстеров: А. Горского, К. Голейзовского, Ф. Лопухова, а несколь¬ко позже М. Дысковского, М. Фореггера, М. Моисеева и других.

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 62 гостя.