«Когда музыка и танец творят в согласии — тогда впечатле¬ние, производимое этими объединившимися искусствами, необы-чайно, а их волшебные чары пленяют одновременно и сердце, и разум»,— писал Ж. Новер.
Согласием музыки и хореографии, яркостью характеров и глубиной мысли, единством действия и пластического решения отличаются балеты замечательного советского балетмейстера — народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государствен¬ной премий СССР, ЮрияНиколаевичаГр игоровича. Свидетельство тому уже его ранние постановки, такие как «Ле¬генда о любви» и «Каменный цветок». Верность традиции — черта, характеризующая все его творчество. Это выражается в стремлении его к четкому сюжету, острому драматизму хоре¬ографического действия, в обращении к танцевальному фолькло¬ру, к определенности пластических характеристик героев. Оста¬ваясь всегда самим собой, Григорович смело следует открытиям таких балетмейстеров, как Р. Захаров и Л. Лавровский, В. Вай-нонен, В. Чабукиани, но, изучив их опыт, выстраивает свою, самостоятельную концепцию.
Балет «Каменный цветок» на музыку С. Прокофьева был по-ставлен Ю. Н. Григоровичем в 1957 году. В нем проявился лири¬ческий дар балетмейстера, его способность придавать спектаклю яркую образность, раскрывать внутренний мир персонажей, противопоставлять различные характеры. Например, Катерина и Хозяйка Медной горы, Данила и Северьян. Талантливая музыка С. Прокофьева во многом способствовала успеху балета
Уже в этом балете выявилась основнная черта Григоровича-художника — умение создавать спектакль классически гармонич¬ным. Внешняя цепь событий здесь раскрывала внутренний мир героев. Каждый герой имел свою пластическую характеристику. Партия Хозяйки Медной горы была решена средствами класси¬ческого танца и акробатики, Катерины и Данилы — средствами классического и русского народного танца. В спектакле образ¬ное пластическое решение составляло одно целое с художествен¬ным, поэтому композиция спектакля свидетельствовала об осо¬бом стиле, особом балетмейстерском почерке Ю. Н. Григоро¬вича.
В «Легенде о любви» А. Меликова балетмейстер показал нравственный подвиг человека. За основу хореографической пар¬титуры он взял трио — Ферхад, Мехменэ Бану и Ширин. Через это трио Григорович раскрывал внутренний мир каждого героя и всех троих сразу. Тема личного счастья уступала место долгу. Такое углубление конфликта, столкновение любви и долга передавалось хореографом во взаимоотношениях главных ге¬роев. Для раскрытия этих взаимоотношений важную роль игра¬ли монологи, дуэты, адажио.
Идеал гармонической лич-ности, который Григорович пы¬тался создать в «Каменном цветке» и в «Легенде о любви», нашел свое творческое вопло-щение в образе Спартака — вождя, героя восставших гла-диаторов.
Премьера балета А. Хача¬туряна «Спартак» состоялась 9 апреля 1968 года в Большом театре.
Этот спектакль сразу же стал большим событием в куль-турной жизни страны. О нем писали, снимали кинофильмы, его удостоили Ленинской премии.
Героический спектакль Григоровича — новый этап в исто¬рии советского балета, про¬должающий лучшие традиции русского и советского балета. Композиция его построена на монологах героев, лирических адажио, эпических картинах народной борьбы. В центре — два героя, две противоборствующие силы — Спартак и Красе, Рим рабов и Рим властителей. Их столк¬новение обусловлено исторически. Балетмейстер наделяет их выразительными характеристиками: пластические краски легио¬неров и восставших, пластические лейтмотивы создают напряжен¬ное сценическое действие.
Пластические раздумья-монологи, поставленные Григорови¬чем, позволяют понять психологическое состояние героев. Это составляет одно из главных достоинств спектакля, подчеркивает его острую современность. Побежденный Спартак у Григоровича одерживает духовную победу, а в торжестве Красса-победите-ля ощущается его будущая неотвратимая гибель, в его торже¬ственном победном марше бессилие, обреченность.
Дуэты Спартака и Фригии, адажио Красса и Эгины раскры-вают взаимоотношения героев: любовь, преклонение, скорбное величие одних и холодный расчет, надменность, честолюбие других.
Воинственные танцы гладиаторов, легионеров, пастухов имеют свою, особую пластику. Стремительные, мужественные взлеты восставших, горделивая, мерная поступь легионеров и дикие, вольные пляски пастухов создают картину потрясающих драматических контрастов.
Композиционно спектакль построен на крупных хореографи¬ческих сценах, которые представляют собой основные, узловые моменты действия.
Первые исполнители главных партий — В. Васильев, М. Лиспа, Е. Максимова, Н. Тимофеева — своим искусством, которое выразилось в слиянии удивительного владения техникой класси¬ческого танца и актерского мастерства, утверждали торжество современной хореографии.
Оформление спектакля художником С. Вирсаладзе полностью соответствует замыслу Григоровича, дополняет его.
«Спартак»— это самое яркое современное выражение тради¬ций советской хореографии в области создания героического ба¬лета. Этот спектакль представляет собой торжество, триумф ге¬роического мужского танца»,— писал известный советский критик Б. Львов-Анохин.
Дальнейшее развитие художественные принципы Ю. Н. Гри-горовича получили в поставленном им в 1975 году балете «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева.
В нем средствами класси-ческого танца, высокоразвитого, доведенного до уровня симфони¬ческого, раскрывается одна из страниц русской истории, создан психологически сложный образ крупной исторической личности. Музыка С. Прокофьева во мно¬гом определила стиль спектак¬ля: соединение эпического и лирического. Интересной наход¬кой балетмейстера стали об¬разы звонарей, каждый вы-ход которых отмечал новый этап в жизни главного героя и в судьбе народа.
Следующая работа Ю. Н. Григоровича — балет «Ангара» по мотивам пьесы А. Арбузова «Иркутская исто¬рия». Здесь современная тема решается средствами класси¬ческого танца и современной пластикой. Музыка А. Эшпая помогает вводить в хореогра-фическую партитуру балета элементы народного танца, дра-матической пантомимы. Хореог¬рафическое действие спектак¬ля Григорович выстраивает по этапам внутренних взаимоот-ношений героев.
Балет «Ангара»— новый шаг на пути освоения современной темы в балете. • .
Большое место в балетмейстерском творчестве Ю. Н. Григоровича занимают постановки старых классических балетов. Это не просто восстановление прежних спектаклей, а часто новое хореографическое решение отдельных сцен, новая трактовка главной идеи произведений, придание им философской значи¬мости. В Большом театре Григоровичем поставлены- «Щелкун¬чик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда».
В 1978 году в Париже, а в 1979 году в Большом театре в Москве Григорович осуществил новую постановку балета «Ро-мео и Джульетта», в котором он впервые использовал всю музы¬ку Прокофьева, написанную им к этой пьесе Шекспира.
Юрий Николаевич Григорович (р. в 1927 г.) окончил Ленин-градское хореографическое училище. По окончании училища, в 1946 году, он был принят в балетную труппу Театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Здесь он сначала был солистом, испол-нял такие гротесковые партии, как Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Шурале в одноименном балете и др. С 1962 года Гри¬горович занимается балетмейстерской деятельностью. С 1964 года он главный балетмейстер Большого театра. Кроме того, Ю. Н. Григорович ведет большую педагогическую работу.