ПОЭЗИЯ И ЭКСПРЕССИЯ ТАНЦА О. СПЕСИВЦЕВОЙ
19.03.2011 в 08:27

Последней выдающейся русской балериной петербургского императорского театра была Ольга Александровна Спесивцева (р. 1895 г.). Она была и последней балериной традиционного романтического стиля.
В 1913 году Спесивцева окончила Петербургское балетное училище и уже через три года стала первой солисткой. С 1918 года она стала танцевать ведущие партии в классических балетах. Среди ее ролей — Аврора, Одетта, Никия, Пахита, Эсмеральда, Медора, но особое место среди них занимала Жизель. Жизель Спесивцевой была не похожа на образы, создаваемые другими балеринами. Изысканная кра¬сота, одухотворенность испол-нения и драматический талант балерины делали Жизель-вили-су видением, призрачной меч¬той. Исполнение этой роли Спесивцевой было столь совер¬шенным, что заставляло мно¬гих балерин мира следовать ее трактовке.
Хотя репертуар Спесивце¬вой был прежде всего классиче-ский и она безупречно владела техникой классического танца, ее исполнительскую манеру от¬личала острота, обнаженность проявления чувств и пережи¬ваний. Это был новый стиль танца — экспрессионистский, который особенно проявлялся в балете Фокина «Жар-птица», в «Кошке» Дж. Баланчина, в «Трагедии Саломеи» Н. Туэрроя.
С 1924 года Спесивцева жи¬ла за границей. Тяжелое психическое заболевание в 1935 году заставило балерину уйти со сцены и уже навсегда оторвало ее от активной жизни.
С момента появления первых танцевальных спектаклей, русский балет прошел долгий и трудный путь своего становле-ния и развития. Несмотря на то, что много лет русский балет¬ный театр возглавляли хореографы-иностранцы, в нем не только сохранились, но и получили дальнейшее развитие традиции, свойственные русскому искусству, — глубокая содержатель-ность, тенденция к реализму, связь с современной жизнью. Заме¬чательные деятели русского балетного театра создали самобыт¬ную школу классического танца, получившую всемирное признание.
В конце XIX — начале XX века русский балет поднялся на небывалую высоту благодаря соединению в нем трех искусств: симфонической музыки, живописи, которая играла уже не просто вспомогательную оформительскую роль, но сама несла большую художественную, эмоциональную нагрузку, и хореографии. Ко времени Великой Октябрьской социалистической революции русский балет представлял собой огромную художественную цен¬ность и в годы Советской власти получил свое дальнейшее развитие.

МЫ