ПЕДАГОГИ ПЕТЕРБУРГСКОГО БАЛЕТНОГО УЧИЛИЩА — X. П. ИОГАНСОН И Э. ЧЕККЕТТИ
19.03.2011 в 08:20

Большая заслуга в развитии русского балетного академизма принадлежит Христиану Петровичу Иогансону (1817—1903) — шведу по происхождению, но долгие годы про-жившему в России и ставшему подлинно русским художником. Ученик Августа Бурнонвиля, Иогансон в совершенстве знал классический танец, был превосходным партнером; его испол-нительская манера отличалась изяществом и виртуозностью. Приехав в Петербург в 1841 году, X. П. Иогансон сначала тан-цевал, а затем, с 1860 года, стал преподавать в балетном учили-ще. Тщательно изучив русскую систему хореографического об-разования и наблюдая в течение долгих лет русских исполните¬лей, Иогансон создал свою, иогансоновскую систему препода¬вания, главное в которой было развитие в своих учениках преж¬де всего индивидуальности, особенностей природных данных, наиболее ярких граней таланта.
За свою долгую педагогическую деятельность он подготовил несколько поколений русских артистов балета. Среди них такие выдающиеся танцовщицы и танцовщики, как А. Павлова, Т. Кар¬савина, О. Преображенская, М. Кшесинская, П. Гердт, Н. Ле¬гат, М. Фокин. Совершенно заслуженно в школе и в театре его называли «великим старцем».
Иогансон привлекал к работе в балетной школе и таких рус-ских артистов, как Л. Иванов, П. Карсавин, Е. Вазем, Е. Соколо¬ва, так как понимал, что они могут дать ученикам то, чего не мо¬жет он сам. Например, Гердт преподавал пантомиму, Иванов — ставил танцы, Вазем и Соколова делились секретами исполне¬ния русского женского классического танца. А все вместе они оберегали школу от «вторжения» в нее иностранцев.
Исключение было сделано только для Э. Чеккетти, которого, правда, многие не желали видеть в числе преподавателей русской балетной школы.
Энрико Чеккетти (1850—1928) — итальянец, уче¬ник Карло Блазиса, который помог ему стать танцовщиком-вир-туозом, владеющим и приемами мимической игры. Чеккетти не-сколько раз приезжал в Россию. Его деятельность в балетном училище Петербурга и в Мариинском театре сыграла значи-тельную роль в подготовке ряда поколений русских артистов балета. Среди его учеников тоже были А. Павлова и О. Пре-ображенская, М. Кшесинская и Т. Карсавина, В. Нижинский и М. Фокин, А. Ваганова, А. Горский, М. Мордкин и др.
Русские танцовщики учились у Чеккетти виртуозности, уме-нию выполнять движения быстро и темпераментно. Однако бле-стящая техника никогда не считалась главным достоинством на русской сцене, и довольно быстро, постигнув премудрости италь¬янской школы, ученики Чеккетти переходили к Иогансону совер¬шенствовать чистоту форм классического танца, добиваться вы¬разительности исполнения. А ученики Иогансона работали над техникой в классе Чеккетти, который для своих русских ученн¬ое выработал особую систему преподавания, заключавшуюся в развитии их техничности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого.
И Иогансон и Чеккетти, как люди творческие, ищущие, не могли не перенимать друг у друга то, что, по их мнению, было интересно, необходимо для работы, ее большей эффективности. Это, безусловно, благотворно сказывалось на результатах их деятельности: из стен Петербургского балетного училища в кон¬це XIX века вышла плеяда великолепных танцовщиков.

МЫ