PAS ВАТТUS
07.03.2011 в 04:43

Выше уже говорилось о том, что все прыжки, начинающиеся или заканчивающиеся раскрыванием ног, обозначаются с добавлением battus. Pas battus подразделяются на простые и сложные, На прыжки, выполняемые с одной или двумя заносками. Если pas battu делается с одной заносной, то к самому названию ничего больше не добавляется, если же с двумя заносками, то к названию прыжка добавляются слова: «с большой заносной»; например, grand pas assemble или sissonne ouverte может выполняться с большой заносной.
Компактность, стремительность, четкость заноски и точность исполнения самого прыжка здесь также необходимы, как при выполнении entrechat.
Рассматриваются pas battus по тем же группам, что и обычные прыжки, но без действия рук, корпуса и головы, так как они уже описывались в обычных прыжках без заносок.
Petit pas echappe battu. В этом движении два прыжка; каждый из них осложняется только одной заносной. Первая выполняется с переменой ног и последующим раскрыванием их во II позицию; вторая — со II позиции, повторяя на взлете исходную V с последующей переменой ног. Таким образом, данное pas echappe можно исполнить с другой ноги.
Изучается эта заноска сначала только на прыжке со II позиции в У, затем с V позиции на II (она труднее) и, наконец, на обоих прыжках.
Ввиду того что заноски впервые начинают изучать именно при помощи pas echappe, то необходимо каждый вышеуказанный этап хорошо усвоить сначала лицом к станку, затем на середине зала без epaulement и участия рук. Когда и это будет хорошо усвоено, можно вводить приоткрывание рук, повороты головы и корпуса, добиваясь плавности, точности и свободы их действия.
В дальнейшем заноска на втором прыжке может заканчиваться на одну ногу в положение sur le cou-de-pied назад или вперед, с соблюдением всех правил этого положения. Тогда последующий прыжок на II позицию выполняется без заноски, если он предусмотрен в учебном задании.
Grand pas echappe battu. Данное pas battu выполняется с двойной заносной на предельно высоком прыжке. Исходная позиция ног — V, правая впереди.
Первая заноска выполняется по схеме entrechat quatre с последующим раскрыванием ног на II позицию; вторая заноска осуществляется со II позиции по схеме entrechat six, причем первый удар производится правой ногой назад. Это позволит данное pas echappe продолжить с левой ноги.
Изучается двойная заноска в той же последовательности, что и одинарная в petit pas echappe, но не у станка, а сразу на середине зала, после освоения entrechat six. Руки, корпус и голова включаются сразу в исполнение этой заноски. Соблюдение легкости и мягкости прыжка, динамичности и силы заносок здесь так же обязательно, как и в малой форме pas echappe.
Окончание второй заноски в положение sur le cou-de-pied в этом прыжке также возможно. И, наконец, данная заноска может выполняться несколько раз подряд с продвижением по диагонали, то есть de volee. Так во втором акте балета «Тщетная предосторожность» Колен выполняет свою вторую коду.
Продвижение в этом случае осуществляется равномерно на обоих прыжках с энергичным баллонным взлетом и чеканной заносной.
Petite sissonne ouverte battu. Прыжок этот осложняется одной заносной, которая, как правило, выполняется с переменой ног, заканчиваясь какой-либо малой позой. Как исключение раскрывание ноги по IV позиции может осуществляться по схеме royal, с повторением на взлете исходной V позиции и переменой epaulement.
В данном прыжке заноска производится по всем ее правилам, но в момент взлета ноги слегка отстают от продвижения всего тела. Выполнять эту заноску с отвесно действующими ногами не следует, ибо это ведет к затрудненному воспроизведению позы и жесткому заключительному demi-plie.
Изучать данную заноску рекомендуется лицом к станку с от-крыванием ноги по II позиции и последующим pas assemble. Затем это же упражнение можно перенести на середину зала и приступить к освоению заноски, заканчивающейся в позах по IV позиции без перемены и с переменой epaulement.
В дальнейшем изучают эту заноску с финальным закрыванием отведенной ноги в V позицию, то есть ferme. В таком случае необходимо заноску и раскрывание ноги несколько форсировать с тем, чтобы выиграть время для ее четкого и ритмичного закрывания в V позицию. Если отведенная нога будет закрываться вяло и с запозданием, все движение станет тяжеловесным.
Руки, корпус и голова должны действовать согласно правилам каждого sissonne, каждой позы и, конечно, без лишнего напряжения, отражающего трудность заноски.
Grande sissonne ouverte battu. Данный прыжок осложняется двумя заносками, которые выполняются по схеме entrechat quatre и заканчиваются какой-либо большой позой. Заноска осуществляется здесь по тем правилам, что и в малой форме этого прыжка, ноги несколько отстают от продвижения всего тела.
Напомню, что заноску эту надо выполнять на предельно высоком взлете, четко и быстро, с двумя энергичными и равномерными Ударами ног. Никакая приблизительность, сокращенность или «вязкость» заноски недопустимы так же, как жесткое завершение прыжка, понижение раскрываемой ноги, ослабленные или чрезмерно напряженные действия рук, корпуса и шеи. Такое предостережение может показаться преувеличенным, но в самом начале освоения этой заноски подобные погрешности бывают.
Изучается такого рода двойная заноска в той же последовательности, что и одинарная ее форма на малом прыжке.
Pas battu с двойной заносной не выполняется ferme, это не дает возможности быстро и легко перейти с большой позы в V позицию на мягкое demi-plie и с должной СИЛОЙ продолжить следующий высокий взлет.
Petit pas assemble battu. Выполняется данный прыжок с одной заносной по схеме royal — на взлете ноги повторяют исходное положение и, меняясь местами, закрываются в V позицию.
Pas assemble выполняется здесь только по II позиции и строго на одном месте. Осваивая эту заноску, ученик чаще всего ослабляет ноги во время удара, что приводит к вялому и неустойчивому завершению прыжка. Выворотность ног, эластичность и равномерность удара, мягкий финал прыжка, свободные действия рук, корпуса и головы здесь также обязательны. Разумеется, само pas assemble должно выполняться безукоризненно во всех отношениях.
Изучать эту заноску рекомендуется лицом к станку, с остановками после каждого прыжка, четыре раза вперед и столько же обратно, затем по три прыжка подряд, два раза вперед и обратно и, наконец, по восьми прыжков подряд вперед и назад.
Далее эти упражнения по мере их усвоения у станка можно переносить на середину зала.
Руки первое время рекомендуется удерживать в подготовительном положении, в дальнейшем — переводить в малые позы так, как это делается в обычном pas assemble по II позиции.
Grand pas assemble battu. Прыжок этот исполняется с двойной заносной по схеме entrechat six. Причем бросок раскрывающейся ноги осуществляется здесь тоже только по II позиции и несколько ниже, чем в обычном большом assemble; это дает возможность четче и крупнее сделать двойную заноску, но сила толчка, высота взлета и его протяженность не должны сокращаться от такого приема. Напротив, сокращая бросок ноги, необходимо предельно усилить прыжковый посыл, баллонность взлета и мягкость завершающего demi-plie. Все остальные правила выполнения заносок и grand pas assemble необходимо соблюдать с предельной точностью, что относится в равной мере к рукам, корпусу и голове. Изучать данное pas assemble рекомендуется сначала с остановками и только вперед (обратно эта заноска обычно не выполняется), по четыре раза с одной ноги, затем отдельно с другой, далее выполнять подряд с разных ног и вводить в комбинированные прыжки.
Petit pas jete battu. Выполняется это движение так же, как малое assemble battu, с той лишь разницей, что заканчивается на одну ногу при положении другой sur le cou-de-pied. При этом важно, чтобы нога, выполняющая прыжковый толчок, после заноски переводилась точно в указанное положение, чтобы ноги на взлете четко производили заноску, чтобы руки, корпус и голова действовали легко и пластично, без лишних усилий. Изучать данное pas battu следует сначала лицом к станку, затем на середине вала в том же постепенном усложнении, как pas assemble battu.
Jete passe battu. Данный прыжок осложняется одним уда-
„ом ног и по своей технике исполнения напоминает скорее cabrio-fg чем pas battu, так как заноска начинается здесь не со II позиции, а с IV. Однако эта особенность вносит в пластику прыжка новый элемент, новую окраску, которая зазвучит только в том случае, если заноска будет производиться крупно и четко по V, а не по уменьшенной III позиции.
Изучать ее можно сразу на середине зала в сочетании с большими sissonne ouverte, которые выполняются вперед и назад в больших позах. Четкое и свободное действие рук, корпуса и го-човы при этом обязательно, так же как легкость взлета, мягкое и устойчивое завершение прыжка1.
Petit ballonne battu. Исполняется этот прыжок с рас-крыванием ноги только в сторону, с одной заносной по схеме entrechat quatre или royal, с окончанием в положение sur le cou-de-pied.
Как и в рассмотренных уже прыжках, заноска должна осуще-ствляться четко и энергично, легко и быстро, без лишнего напряжения рук, корпуса и мышц лица. Изучается она сначала лицом к станку и без продвижения. Затем на середине зала в положении en face, руки удерживаются при этом в подготовительном положении. Далее можно вводить обычное продвижение, действия рук, корпуса и головы.
Необходимо напомнить, что положение sur le cou-de-pied следует отрабатывать очень точно, особенно в конце прыжка, ибо оно осваивается с таким же трудом, как и мягкое demi-plie при завершении заноски.
Grand pas ballonne в мужских классах не осложняют заносной, так как фиксация взлета с раскрытой ногой на 90° более необходимая краска, чем одна заноска в конце большого прыжка. Большие мужские прыжки более гармонируют с двойной заноской (и их много), нежели с одинарной, a grand pas ballonne с двойной заноской не выполняется. Следовательно, лучше отработать на большом pas ballonne длительную фиксацию позы, а на малом — быструю и четкую заноску.
Temps leve battu. Данный прыжок выполняется с двойной заноской в больших позах с раскрытой ногой по IV позиции вперед или назад, на efface или croise.
Прыжок этот очень напоминает двойной cabriole, только выполняется он с переменой ног во время ударов по схеме entrechat six. Например, выполняется pas failli (как подход), далее свободная нога энергично выбрасывается через I позицию вперед на eiface; нога, выполнившая прыжковый толчок, немедленно произ-водит удар по ноге на 70°, вслед за этим ноги непрерывно меняются местами, выполняя второй удар, и, наконец, разъединяются, причем нога, выполнявшая первый бросок, чуть приподнимается,

а другая, опускаясь отвесно, выполняет мягкое demi-plie. Руки, корпус и голова фиксируют большую позу effacee вперед на протяжении всего прыжка.
Этот же temps leve battu можно выполнить в позу croisee вперед или обратно — в позу arabesque с какого-либо энергичного подхода, например sissonne tombee, pas glissade по IV позиции и т. д.
Выполняя эту заноску, необходимо оба удара производить по V позиции, а не просто болтать ногами в воздухе по I позиции. Изучается она сначала вперед, затем назад, отдельно, вне комбинаций. А может выполняться и приемом fouette (с поворотом из позы в позу), что рассматривается в разделе вращательных прыжков.

МЫ