Краковяк

  Краковяк (krakowiak) – польский народный танец. Первое упоминание о танце встречается в польской литературе в 14 веке. Исторически краковяк в те времена считался торжественным танцем рыцарей Кракова, и исполняли его только мужчины, а точнее рыцари и их окружение. Но спустя некоторое время место оруженосца заняла девушка, а ее кавалер был по-рыцарски учтив и галантен.

   Краковяк стал настоящим народным танцем, на что указывают его простые, веселые и энергичные движения. Но даже несмотря на это, его отличительными особенностями является то, что его нужно исполнять с подтянутой головой и корпусом. Кроме того, ему присущи достаточно четкие позы, украшающие этот танец, и небольшие прыжки, заканчивающиеся приземлением на подушечки ног и легким ударом об пол. Исполнять краковяк принято парами. В этом танце много общих перестроений по диагоналям и кругам, которые, по сути, и объединяют всех исполнителей. Также есть и соло отдельных пар.

    Есть два варианта исполнения этого танца. Первый носит название «народно-сценический» и исполняется на счет 2/4 парами. В этом варианте все движения в большинстве случаев построены на разных прыжках, которые исполняются пластично. Также сюда входят и общие фигуры, к примеру, звезда или круг. Вместе с тем, существует краковяк и в бальной версии, который со временем был изменен и стал известным историко-бытовым танцем. Сейчас он существует в большом количестве обработок.

   Бесспорно, костюмы для этого танца полностью соответствуют польскому народному костюму. Чаще всего парни наряжаются в белые рубашки с небольшими закрытыми воротниками и широкими длинными рукавами, белые в красную полоску штаны, которые заправляют в сапоги, синие камзолы и пояса из желтого позумента, по-разному украшенные, а также в образе присутствуют красные конфедератки с павлиньими перьями. Девушки же для исполнения краковяка выбирают белые блузки с короткими широкими рукавами и оборками на воротничках, цветастые широкие юбки в сборку, а также белые фартуки, на которых вышиты узоры, коротенькие красные безрукавки и специальные «короны» с лентами и красные бусы.

   После художественной обработки краковяк применяется в оперной и балетной музыке. К примеру, в опере М.И.Глинки «Жизнь за царя», Б.В.Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и иных произведениях. Ф.Шопен использовал музыкальную форму в «Рондо а ля краковяк».
 

Фотографии:
Loading images...
МЫ