ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЭМА
19.03.2011 в 11:15

Советское хореографическое искусство 30-х годов обогатили ба¬леты лирико-драматического жанра, так называемые хореодра-мы, в которых «литература обрела права первенства» . Либ¬реттисты, композиторы, балетмейстеры стремились создать само¬стоятельные произведения для музыкального театра, сохраняя идейно-философское содержание, характер и стиль литера¬турных первоисточников.
Балетмейстеры в лирико-драматических спектаклях по-новому ставили проблему действенного танца. Он стал в них средством характеристики героев, передачи их чувств и настроений, средст¬вом создания новых хореографических композиций. Балетмейсте¬ры продолжали в своих спектаклях развивать танцевальные формы, танцевальную лексику. Именно на этом пути ими были одержаны новые победы, сделаны новаторские открытия.
Наиболее удачными балетами лирико-драматического жанра были спектакли романтического характера. Смелое введение при¬емов системы К. С. Станиславского в решение романтических балетных образов по существу преобразовало их. Создание хо¬реографической поэмы, в которой преобладал лирический эле¬мент, а трагическая концовка подчеркивала драматичность си¬туации, стало новым шагом в освоении лирико-драматического жанра.
Этапным балетным спектаклем этого плана был балет «Бах-чисарайский фонтан», поставленный Р. Захаровым. Музыка Б. Астафьева, сценарий Н. Волкова, оформление художника В. Ходасевич составляли единое целое с хореографической пар-титурой балета и его режиссерским решением. Гармоническое сочетание всех компонентов спектакля — сценария, музыки и хореографии — позволило полностью раскрыть идейно-образное содержание лирической поэмы А. С. Пушкина.
Премьера балета состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова 28 сентября 1934 года. Это был первый советский балет на пушкинскую тему.

Р. В. Захаров
zah.jpg

Лирический мир Марии в музыкальной и хореографичес¬кой партитуре балета противо¬поставлялся дикому, воинствен¬ному миру Гирея и чувственно-страстному миру Заремы. Отсю¬да композиционно балет стро-ился на контрастном сопостав¬лении образов Марии и Заре¬мы, Вацлава и Гирея, внутрен¬ней жизни польского замка и ханского дворца, форм нацио¬нального польского танца (по¬лонез, краковяк, мазурка) и восточных плясок.
Главной темой спектакля была тема нравственной победы Марии над дикой натурой Ги¬рея. Кульминацией спектакля был третий акт. Здесь сталки¬вались две стихии — Марии и Заремы, развивались отношения Марии и Гирея, Заремы и Гирея, начиналось нравственное перерождение Гирея. По¬следний акт в основном раскры¬вал до конца тему Гирея, его состояние после гибели Марии,. разрешал основной конфликт всего спектакля, основную идею'— появление большого чувства Гирея к Марии.
Танцевальный текст давал возможность создать конкретные образы. Партия Марии строилась на плавных линиях, арабесках и горделивых позах польского танца. У Заремы преобладали стремительные вращения, прыжки, острые изломанные линии, дви¬жения ее отличались кошачьей грацией. Образ Гирея решался и пантомимными средствами, и с использованием таких штрихов, как походка, позы, жесты. Все действия Гирея точно совпадали с музыкой, приобретая особую пластическую завершенность и вы¬разительность.
Музыкальная партитура Б. Асафьева от эпизода к эпизоду развивала драматургию балетного спектакля, давала возможность органического слияния танца и пантомимы, жанр хореодрамы предполагал слияние танца и драматической игры балетных артистов. Это рождало танец в образе, ранее не известный балетному театру.
В «Бахчисарайском фонтане» по-новому раскрылось дарова¬ние таких прекрасных балерин и танцовщиков, как Г. Уланова, О. Иордан, К. Сергеев, М. Дудко.
«Лично для меня новая хо¬реография началась с «Бахчи-сарайского фонтана». Пушкин¬ский драматизм либретто оп-ределял действенность мысли и драматизм музыки. «Бах-чисарайский фонтан»... явился этапным для нашего балета...

zarema.jpg

Соприкоснувшись творчески с образами великого Пушкина, я не могла уже просто танце¬вать, как танцевала рань¬ше»', — говорила Г. Уланова.
«Танец в образе — основ¬ное. Моя задача была трудной и ответственной — перенести средствами балетного искусст-' ва поэтические образы Пушки¬на на хореографическое дейст¬вие; танцем раскрыть поэму Пушкина» , — писал балет¬мейстер спектакля Р. Захаров.
Ростислав Владимирович Захаров 1907—1984), народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР учился в Ленинградском хореографическом училище в классе замечатель¬ного педагога В. И. Пономарева.
В 1926 году Р. Захаров окончил училище и стал солистом. Харьковского, а затем Киевского театра оперы и балета, где проработал до 1929 года. В эти годы начинается и его самостоя-тельная балетмейстерская деятельность.
Двадцатые годы — время интенсивных исканий по созданию современного репертуара, новых форм балетного спектакля. Р. В. Захаров — активный участник этого общего движения. Обостренный интерес к балетмейстерской практике заставляет молодого хореографа поступить в Ленинградский театральный техникум на режиссерское отделение.
В 1934 году Р. В. Захаров стал балетмейстером Лениградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Принципы построения балетного спектакля и роль балетного артиста в создании хорео¬графического образа — вот что прежде всего интересовало моло¬дого балетмейстера. Он начал разрабатывать свой метод создания спектакля, включающий в себя определение идейно-художе¬ственных задач произведения, а затем самостоятельную работу артистов над ролями, хореографическую режиссуру. Очень важной в творческом плане была встреча Р. В. Захарова с Б. В. Асафье¬вым. Создание балета «Бахчисарайский фонтан» положило нача¬ло новому этапу в советском хореографическом искусстве.

zolush.jpg

Этот спектакль открыл галерею пушкинских балетов Захаро-ва: «Кавказский пленник», «Барышня-крестьянка», «Медный всадник». Разорвался привычный круг героев, тем, давая простор фантазии, раздвигая перспективы балетного театра.
С 1936 года Р. В. Захаров на целых двадцать лет связал свою жизнь с Большим театром. За эти годы были поставлены балеты: «Дон Кихот», «Тарас Бульба», «Золушка», «Красный мак» и др., — а также танцы в операх «Руслан и Людмила», «Вильгельм Телль», «Кармен», «Иван Сусанин», «Аида».
В 1954 году вышла в свет книга Захарова «Искусство балет¬мейстера». В ней он обобщает разработанные им методы, приемы, дает теоретические основы работы балетмейстера над спектаклем. Беседуя с читателем, Р. В. Захаров рассказывает в книге о станов¬лении советской хореографии, об особенностях балетного театра и профессии балетного артиста, о создании балетного спектакля, о работе с выдающимися мастерами советской хореографии — М. Семеновой, Г. Улановой, А. Ермолаевым, К. Сергее¬вым — над образами, о сво¬ей педагогической деятельно¬сти и о ведущих педагогах-хореографах. Книги Р. В. За¬харова «Слово о танце», «За¬писки балетмейстера», «Беседы о танце» продолжают разговор о деятельности балетмейстера.
Балетмейстерскую деятель¬ность Р. В. Захаров успешно сочетает с педагогической. В 1945—1947 годы он руководил Московским хореографическим училищем, а с 1946 года бес¬сменно заведовал кафедрой хореографии в ГИТИСе им. А. В. Луначарского.

vai.jpg
В.Вайнонен

Балетмейстерское, педагогическое и научное творчество Р. В. Захарова обеспечивало преемственную связь нашего современного хореографическо¬го искусства с лучшими тради¬циями русского балета.

МЫ