История сальсы

salsa_dance3_a5oz.jpg  Рассказывая историю сальсы, следует помнить, что прежде всего речь идет о развитии музыкального направления, которое в свою очередь сопровождалось развитием танца. И сказать спасибо за развитие сальсы нужно в равной мере всем странам Карибского бассейна. А на современном этапе и Европе, которая активно приняла эту музыку и тоже вносит свою лепту в виде уже довольно известных сальса-бэндов (шотландская Salsa Celtica, шведская Calle Real).

Прародителем сальсы единогласно признан кубинский сон. Несмотря на то, что сон старичок разменял уже полтора столетия, его танцуют и довольно активно как на Кубе, так и в остальном мире. Родина сона – восток острова Куба (Сантьяго и Сьерра Маэстра, провинция Гуантанамо). Время рождения - середина XIX века. Сон родился из смеси испано-арабской и африканской культур. От испанцев он унаследовал струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму. Африка принесла барабаны и другие ударные инструменты, разделение на певца и хор, своеобразную манеру, когда хор несколько раз повторяет припев. В начале XX века сон распространился по территории всей Кубы, стал очень популярен и даже пережил запрет на его исполнение.

В 1920 году запрет на сон был снят. 1920е годы стали временем бурного развития на Кубе различных бендов, которые играли кубинский сон. Музыкальный ансамбль, характерный для той эпохи, обычно составлял котрабас, трес (гитара с тремя парными струнами), гитара, клаве, маракасы, маримбула, ботиха, вокал.

1920 – группа Гаванский Секстет (Sexteto Havanero).
1925 – группа Трио Матаморос (Trio Matamoros): «Тот, кто сеет твой маис» (El que siembra su maiz), «Черные слезы» (Lágrimas negras), «Сон из Ломы» (Mamá, son de la loma)
1927 – группа Национальный Септет Игнасио Пиньейро (Septeto Nacional de Ignacio Pineiro): «Добавь сюда приправочки» (Echale salsita), «Легонько» (Suavecito). Группа существует до сих.
Про песню «Echale salsita» («Добавь сюда приправочки» (с) Mili) следует рассказать отдельно, так как согласно некоторым легендам именно она стала источником слова сальса. Но об этом чуть попозже.
1940е года – на сцену выходит сеньор Арсенио Родригес (Arsenio Rodrigez). Он включает в состав инструментов, использовавшихся ранее, фортепиано, барабан, 3 или 4 горна. Хоть фортепиано он ввел не первым, но у него первого на этот инструменте исполнялись сложные сольные партии. Родригес стал основоположником сона-монтуно. В традиционном кубинском соне акцент в первую очередь делался на куплет. Родригес же сместил акценты с куплета на припев, сделав повторяющийся припев-монтуно основной частью сона-монтуно. Данный «прием» он позаимстовал у крестьян-монтуно (т.е. горцев от исп. montaña — «гора»), которые работая вели песней диалог с запевалой-солистом. Также он ввел элементы румбы гуагуанко в сон, благодаря включению в состав инструментов конги. Очень сильное влияние на сон оказал джаз. Считается, что сложившийся состав инструментов предопределил появление мамбо. Оставался только один шаг чтобы танец «внутри» «раскрылся» в мамбо ( (с) Борис Эча, Сальсаоттепель 2009, Киев). И вот в 1950 году (по некоторым данным в 1952) Арсенио Родригес (Arseno Rodrigez) переселяется в Нью-Йорк и создает музыкальную группу, являющуюся одной из ведущих в движении сальсы в США.
В США снят фильм «Эпоха» (La Epoca), часть материалов которого посвящена Арсенио.

В 1950е годы появляется еще одна легенда кубинского сона Бенни Море (Benni More), мастера всех жанров кубинской музыки – сон-монтуно, мамбо, гуарача, гуахира, ча-ча, гуагуанко, болеро. В 1945 вместе с Trio Matamoros он выехал в Мексику, где позже записывался вместе с оркестром Марияно Мерсерона (Mariano Mercerón) и Пересом Прадо (Perez Prado). За время пребывания вне Кубы он стал звездой в Мексике, Панаме, Колумбии, Бразилии, Пуэрто-Рико. В конце 1940х он вернулся на Кубу и после нескольких лет сольной карьеры и работы с различными группами создает свою собственную Banda Gigante, которая стала весьма знаменитой в 1954 году, а в 1956-57 годах гастролировала по Карибскому бассейну и даже выступала на церемонии Оскар.

Кроме вышеперечисленных имен в распространение сона внесли свою лепту:
Sonora Matansera знаменита особым гармоничным звучание 4х труб, что является торговой маркой группы и объясняет слово Sonora в названии. Она внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая долго существующая группа.
Antonio Arcaño's Charanga известна тем, что создало так называемый стиль дансон-мамбо (danzon-mambo), который представляет собой переход от дансона к ча-ча. Бэнды, играющие этот стиль и стиль дансон, назывались чаранги (charanga) и отличались тем, что в их составе большую роль играли скрипка и флейта.
Casino de la Playa играла стиль латинский джаз, исполняя популярные кубинские песни со звучанием стандартного американского джаз-бэнда.
1948 год можно считать годом рождения ча-ча. В этот год Энрике Хоррин написал на основе кубинской музыки песню под названием Enganadora, которую можно считать первой песней ча-ча. Вскоре родился и танец ча-ча, который окончательно оформился к 1950 году.

1950е-1960е годы – пик популярности мамбо. Появление бэндов, подобных Casino de la Playa, привело к росту популярности стиля мамбо. Мамбо – это смесь сона-монтуно, дансона и джаза. Слово «мамбо» переводится как «разговор с богами» с языка Ки-конго, на котором разговаривали рабы, привезенные из Западно-Центральной Африки. Считается, что первой композицией мамбо является дансон «Мамбо», написанный братьями Орестесом и Израэлем «Качао» Лопесами (Orestes and Israel Cachao López) в 1938 году. Но первым, кто определил свою музыку как мамбо, был уже упомянутый Перес Прадо (Perez Prado) – «Король Мамбо». Перес начинал в Гаване, затем переехал в Мексику, где и пересекся с Бени Море, а затем уже попал в Нью-Йорк. В 1955 году его ча-ча версия песни Cherry Pink And Apple Blossom White вошла в американские чарты. А его хит Mambo #5 был перепет не раз и в популярной обработке Лу Бега вошел в мировые топлисты.

Не менее яркими представителями течения были Тито Родригес (Tito Rodríguez) из Пуэрто-Рико, Тито Пуэнте (Tito Puente) из Нью-Йорка.
Тито Родригес эмигрировал в Нью-Йорк в 1940 году, где в 1947 году начал выступать со своим оркестром «Дьяволы мамбо» (Los Diablos del Mambo), позже переименованный в «Волков мамбо» (Los Lobos del Mambo). Название оркестра было сменено в третий раз и он стал называться весьма "оригинально" «Оркестр Тито Родригеса» (The Tito Rodriguez Orchestra). Самый первый хит - «Поцелуй меня, Бемба» (Besame La Bemba).
Самым главным соперником Тито Родригеса, которому тот посвятил не одну песню [«Передай моему сопернику, что я здесь» (Avisale a mi contrario que aqui estoy yo), «Мне жаль тебя» (Que pena me da)] был Тито Пуэнте. Его знаменитые альбомы, за которые он получил премии Греми, – A Tribute to Benny Moré, On Broadway, Mambo Diablo, Goza Mi Timba.
Большую роль в развитии мамбо в Нью-Йорке сыграл Palladium Ballroom, известный как Дом мамбо, где выступали самые известные певцы и группы данного стиля.
Отдельно следует выделить 1959 год – год кубинской революции, год, сыгравший огромную роль в развитии сальсы, год начала блокады Кубы со стороны США. С этого года музыка стала развиваться отдельно на Кубе и вне ее. Конечно, полной изоляции не было, но ее уровень был достаточно существенен, чтобы обеспечить различия развития. В Америке большое влияние на развитие сальсы оказал свинг и джаз. На Кубе влияние этих стилей было не столь существенно.

1960 годДжонни Пачеко (Johny Pacheco) организовал в Нью-Йорке свой легендарный оркестр Pacheco y Su Charanga. Уже первый их альбом разошелся тиражом в 100 000 экземпляров и до сих пор считается классикой жанра. Пачеко и его оркестр стали родителями нового стиля пачанга.

В 1963 году Джонни Пачеко совместно с Джерри Масуки (Jerry Masucci) основал компанию Fania Records, сыгравшую огромнейшую роль в развитии и популяризации сальсы. Рождение компании совпало с началом эра Биттлз (Beatles), которые на время отодвинули латиноамериканскую музыку на второй план. Но компания не сдавалась, искала новые таланты, новые звучания и новую музыку, записывала и продвигала латиноамериканских исполнителей.

И вот в 1968 году в Мэдисон Сквер Гарден состоялся грандиозный концерт, на котором собрались все известные музыканты, записывающиеся под лэйблом Fania. Это была смесь кубинского сона, меренге, боссановы, кумбьи, ча-ча, мамбо и буги-вуги.
Вспомним старый сон Echale salsita, про который говорили раньше. Так вот легенда гласит, что именно его вспомнил Тито Пуэнте, когда, глядя на все это буйство, изрек: "Esto es una gran salsa!", что дословно переводится как "Великолепный cоус!". Великий сонеро подразумевал, что как и в соусе, в ритме перемешались различные ингредиенты, рождая необыкновенно "вкусную" смесь.

Итак 1970е годы – развитие сальсы как самостоятельного музыкального жанра. Джони Пачеко (Johnny Pacheco) объяснил, что они взяли кубинскую музыку, дополнили ее новыми популярными аккордами, при этом усилив ритм и выделив определенные моменты в музыке, но не затронули саму суть музыкального исполнения. Признавалось и не скрывалось кубинское происхождение сальсы и то, что основная ее школа находится на Кубе.

Имена
Вилли Колон (Willy Colon) – уроженец Пуэрто-Рико. Когда ему было 17 лет Fania Records выпустила его первый альбом, который стал началом успешной карьеры этого музыканта и певца, соединяющего в своих произведениях, джаз, рок и сальсу. В 2004 году он получил награду Греми по жизненные достижения в области музыки.
Гектор Лавое (Héctor Lavoe) пуэрториканец в 1967 году присоединившийся к группе Вили Колона в качестве вокалиста и знакомого всем по фильму «Певец» (El Cantante). Но из-за наркотической зависимости Лавое Колон отказался с ним работать в одном оркестре и Лавое начал сольную карьеру, хотя дружеские отношения они сохранили.
Рубен Бладес (Ruben Blades) уроженец Панамы. Певец и юрист, джаз-музыкант и политик, актер, певец и композитор. Он автор многих и многих сальса хитов, исполненных оркестром Вили Колона, Гектором Лавое и, конечно, самим Рубеном.
Селия Крус (Celia Cruz) кубинка, большую часть своей творческой жизни прожившая в Нью-Джерси. «Королева сальсы», из женщин сделавшая наибольший вклад в развитие сальсы. В 1950-1965 годах пела в кубинской группе Sonora Montasera и очень много с ней гастролировала по Латинской Америке. После победы кубинской революции отказалась возвращаться на Кубу и приняла американское гражданство.
В то же время на Кубе… Так как изоляция в современном мире не может быть100% (вспомним джинсы и жвачки во времена СССР), то по крупинкам та, музыка, которая была в Америке, проникала и на Кубу. А так как она была отнюдь не чуждой кубинской культуре, то вплеталась и развивалась внутри кубинской музыки. В начале 1960-х годов впервые стали появляться модификации музыкального звучания, которые в большей степени относились к самому ритму.

1967 год Хуан Формель (Juan Formel) становится музыкальным директором чаранги Elio Reve, а в 1969 году ораганизовывает свою легендарную группу Los Van Van. Группу, без которой уже не мыслится современная кубинская сальса. Оркестр Los Van Van дополнил базовый состав инструментов чаранг, введя в него тромбоны, вокал, синтезатор, электрический бас и барабанную установку. Los Van Van считается единственной в мире группой, которая играет новый вид сона – Сонго (Songo). Это смесь кубинского сона, румбы, джаза и фанка. Сам Формель описывал сонго так: «Это синтез индивидуальности, способа существования и чувства музыки, это сумма культур и способ претворения музыканта в некое многоликое и оригинальное существо» (it is the synthesis of a personality, of a way of being and feeling the music, a sum of cultures and a way of making a musician into someone polyfacetic and original). Сонго стал базой для появления нового стиля – тимбы.

Кроме Los Van Van яркими представителями этого направления являются Pachito Alonso y sus kini kini, Azúcar Negra, Bamboleo, La Charanga Habanera, Charanga Forever, Los Dan Den, Alain Perez, Issac Delgado, Tirso Duarte, Klimax, Manolín "El Médico de la salsa", Manolito y su Trabuco, NG La Banda, Paulo FG, Pupy y Los que Son, Son (directed by Cesar "Pupy" Pedroso, former pianist of Los Van Van).
1980 год – дебютное выступление Эдди Тореса и его супруги Марии в Колизее, организованное Тито Пуэнте в рамках большого Latin Expo. Они исполнили 2 номера и это был грандиозный успех. Они стали частью шоу. Но в середине 1980х наступает спад интереса к латинским танцорам. На сцену выходит хастл. Эдди и Мария одни из немногих латинских танцоров, которые выступали в этот период спада и поддерживали интерес к сальсе. А затем Джун Лаберта (June Laberta) помогла Эдди переложить его движения на слова, найти термины для движений и научила его учить танцу. Так люди получили возможность учить мамбо Эдди Торреса (NY style).

В середине 1980х появляется сальса романтика, которая известна нежными мотивами и чувственным содержанием текста песни. Считается, что сальса романтика – чисто коммерческий проект. Но она сыграла большую роль в развитии сальсы, так как именно благодаря ей интерес к сальсе не сошел на нет и эта музыка пережила небольшой упадок, чтобы снова воскреснуть.

А на Кубе 1980е – это года бурного развития сальсы как танца. Это время рождения и становления сальса касино.

1990е годы – мировая экспансия сальсы по всему миру. Начало появления сальса-бэндов в других странах. Рождение стиля ЛА.

Еще имена, которые хотелось бы упомянуть: Оскар де Леон (Oscar de Leon), Хильберто Сантароса (Gilberto Sante Roza), Лало Родригес (Lalo Rodrigez), Эдди Сантьяго (Eddy Santiago), Луис Энрике (Luis Enrique), Марк Антони (Mark Antony), Ла Индиа (La Indiana), Тито Ньевес (Tito Neves).
Лена Пискуровская aka LenchicKitty

Источники

Виктор Радзюн http://www.mambotribe.org/forum/showthread.php?p=4757#post4757
http://www.bestdancer.ru/salsa_1.php
http://www.bestdancer.ru/salsa_2.php
http://www.bestdancer.ru/salsa_3.php
http://darina.kiev.ua/whatnot/other/istorija_sal_sy__2619.html
http://impulse-dance.ru/show_article.aspx?id=14
http://www.sibsalsa.ru/dances/salsa_history.htm
http://www.eddietorres.com/salsa.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Timba
http://en.wikipedia.org/wiki/Songo_music
http://en.wikipedia.org/wiki/Los_Van_Van
http://en.wikipedia.org/wiki/Celia_Cruz
http://en.wikipedia.org/wiki/Willie_Col%C3%B3n
http://en.wikipedia.org/wiki/H%C3%A9ctor_Lavoe
http://www.johnnypacheco.com/biography_pg.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Xavier_Cugat
http://en.wikipedia.org/wiki/Tito_Puente
http://en.wikipedia.org/wiki/Tito_Rodriguez
http://en.wikipedia.org/wiki/Perez_Prado
http://en.wikipedia.org/wiki/Mambo_(music)
http://en.wikipedia.org/wiki/Benny_Mor%C3%A9
http://en.wikipedia.org/wiki/Orquesta_Casino_de_la_Playa
http://en.wikipedia.org/wiki/Sonora_Matancera
http://en.wikipedia.org/wiki/Charanga
http://en.wikipedia.org/wiki/Danz%C3%B3n-mambo
http://en.wikipedia.org/wiki/Trio_Matamoros
http://en.wikipedia.org/wiki/Ignacio_Pi%C3%B1eiro
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D1%81,_%D0%90%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BE#.D0.9A.D0.BE.D0.BD.D1.85.D1.83.D0.BD.D1.82.D0.BE

Комментарии

Re

The thesis paper will be wanted by people if contain the data referring to this good topic. I do really guess the this is attainable to see the dissertation service that could perform that stuff.

Обновлённые темы на форуме

Последние сообщения Последние сообщения