Индийские танцы: Одисси, Катхакали, Манипури, Мохини-аттам

Одисси – это один из самых изысканных классических стилей. Он зародился и популярен на восточном побережье Индии. 

По своей технике, выразительным средствам и костюмам этот стиль близок к Бхаратнатьяму. Он отличается грациозными движениями, большей плавностью, красивыми позами. Музыка, которая звучит во время этого танца, еще более мелодичная. Отдельного внимания заслуживает наряд исполнителя: в отличие от иных стилей индийского танца, здесь украшения серебряные, а прическу возглавляет башенка – гопурама, которая и напоминает об истоках танца. Орнамент, находящийся на сари, характерен исключительно для Ориссы (территория Индии). Техника смены поз основывается на координации трех на первый взгляд независимых друг от друга уровней корпуса: головы, ног, тела, каждый из которых по отдельности исполняет важный для танца пластический рисунок.  Бывает, что танцовщица замирает на пару минут в какой-то из поз, и тогда она становится похожа на изысканную статуэтку. Характерной особенностью стиля Одисси является то, что тело исполнительницы плавно изогнуто в трибанги – талия, бедра, шея.

Такой стиль как Катхакали исполняется только мужчинами, облаченными в красочные костюмы с огромными головными уборами и сложным макияжем на лице. Ни в одном из классических танцев подобный грим не используется, ведь он наносится несколько часов. Целыми столетиями отбирались, а после отшлифовывались некоторые важные элементы танца Катхакали. Это направление исполняется под аккомпанемент ченды – специального барабана, который производит маддалы и глухой звук. Вместе с тем используются и бронзовые цимбалы.

Манипури появился в горных областях на северо-востоке Индии. Родиной этого танца считается одноименный штат Манипури. Древняя легенда гласит, что для того, чтобы подыскать идеальное место для танца в свое время Боги отважились даже осушить озеро в одной из чудных долин. Поэтому нет ничего удивительного в том, что танец этот является неотъемлемой частью ритуалов обычной жизни, как, к примеру, поклонение предкам или свадьба. В танце могут использоваться расшитые юбки, которые резко расширяются от талии, а также полупрозрачные вуали. В одном из танцев Кришны и пастушек главный атрибут – павлинье перо в волосах. Движения здесь начинаются медленно и постепенно переходят в быстрые вращения.

Некоторые виды Манипури исполняются достаточно энергично, даже с применением акробатических приемов. 

В южной Индии родился танец под названием Мохини-аттам, который, как и Одисси, очень напоминает Бхаратнатьяму, и незнающий человек может даже их спутать. С древних времен этот танец исполняли женщины. Ему свойственно очарование женской мягкости и грации. Репертуар Мохини-аттам не так уж и велик: абстрактный танец чолукатту, в котором танцовщица, изгибаясь всем телом, показывает плавные движения, будто бы имитирует покачивание лодки на воде. В конце чолукатту девушка разыгрывает сюжет из «Рамаяны», при этом использует мимику и язык жестов. Другой композицией является тиллана. В ней средствами выразительности считаются мимика, движения глаз и рук. 

 

Фотографии:
Loading images...
МЫ