Grand fouette
19.03.2011 в 00:47

Grand fouette
Данное движение выполняется приемом grand battement jete с поворотом на целый круг в направлении en dedans или en dehors. Если поворот делается en dedans, то раскрытая нога со II позиции широким и энергичным движением устремляется в том же направлении, проходя через I позицию вперед или назад, если поворот делается en dehors.
Таким образом, термин «grand fouette» оправдывается формой и характером движения.
2_16.JPG
Grand fouette en dedans начинается с позы a la seconde, заканчивается позой третьего arabesque. Исходная поза может быть исполнена различно, но наиболее удобный и схожий по темпу прием — это grand battement jete. Делается он с demi-plie на высокие полупальцы с небольшой выдержкой, как своеобразный трамплин к предстоящему повороту на целый круг. Начинать этот бросок можно с V позиции или с положения sur le cou-de-pied. Далее опорная нога, спускаясь с полупальцев, должна повернуться в направлении en dedans примерно на 1/4 круга, иначе она окажется не выворотной по отношению к ноге, которая осуществляет бросок через I позицию. Спуск на опорную пятку следует делать вниз по диагонали; 2) конечная поза третьего arabesque заменяется attitude croisee; 3) бросок ноги через I позицию в IV делается без demi-plie и, наконец, 4) можно увеличить степень поворота на 1/4 круга, заканчивая все движение в первый arabesque, attitude effacee. К этим изменениям можно прибегать, лишь когда основная учебная форма хорошо усвоена и в комбинированных заданиях проходит без существенных ошибок.
Grand fouette en dehors начинается также с позы & 1а seconde, но заканчивается в позу croisee вперед. Поворот опорной

3_4.JPG

на demi-plie и коротко, с упругим и непрекращающимся поворотным посылом. Затем делается вторичное releve на полупальцы с поворотом в 3/4 круга и окончанием в мягкое demi-plie. Раскрытая нога во время броска через I позицию энергично и легко устремляется в верхний угол зала, скользя всей ступней по полу. В IV позиции она должна удерживаться в одной и той же пространственной точке, поворачиваясь по своей продольной оси и слегка повышаясь на завершающем demi-plie.
Руки во время броска ноги на II позицию вскидываются тоже во 2-ю позицию ладонями вниз. В момент броска ноги через I позицию в IV руки в том же темпе проходят через подготовительное положение из 1-й позиции в 3-ю. Данное положение является проходной позой по IV позиции вперед со спины. При финальном по-вороте руки раскрываются в положение, присущее позе третьего arabesque. Корпус во время поворота удерживается прямо и подтянуто. В конце поворота он слегка подается вперед в положение, присущее позе третьего arabesque. Голова вторит его движению.
В целом grand fouette следует выполнять в едином темпе, в четком рисунке и в свободном повороте .
Grand fouette en dedans может выполняться в деталях несколько иначе: 1) исходная поза a la seconde заменяется позой ecartee ноги и всего тела делается здесь в направлении en dehors с таким же броском раскрытой ноги через I позицию в IV, но не в верхний, а нижний угол зала.
Руки в момент первого раскрывания ноги во II позицию вскидываются во 2-ю позицию, затем через подготовительное положение и 1-ю позицию поднимаются в 3-ю и, наконец, раскрываются в положение, присущее конечной нозе croisee вперед.
Корпус удерживается прямо, но в момент броска ноги через I позицию назад слегка подается вперед, затем выпрямляется и занимает положение, соответствующее завершающей позе. Голова поворачивается вместе с корпусом и занимает положение, отвечающее исполняемой позе.
Все изменения в деталях grand fouette en dedans также допустимы и при исполнении его en dehors.
В заключение необходимо сказать, что приступать к изучению всех поворотов, исполняемых приемом fouette, следует не раньше, чем будет достаточно хорошо усвоено упражнение battement divise en quarts. При помощи этого замечательного упражнения закладывается та самая основа, без которой невозможно освоить технику и характер, присущие исполнению всех поворотов fouette, особенно его больших форм.

Повороты в этом движении связаны с запрокидыванием корпуса и имеют две утвердившиеся формы.
Renverse en attitude. Исходное положение — attitude croisee назад. Сначала выполняется demi-plie и энергичное releve на полупальцы с поворотными посылами en dehors. Затем непрерывно с поворотом в том же направлении делается pas de bourree с переменой ног, которое заканчивается в V позицию на demi-plie.
Корпус во время выполнения первого demi-plie наклоняется вперед на 45°; в момент releve он энергично выпрямляется в исход
Renverse en attitude следует выполнять слитно, следя за тем, чтобы releve совпадало с началом поворота, корпус активно продолжал этот поворот, чтобы опрокидывание и выпрямление корпуса протекали эластично и сдержанно в своем завершении.
Руки и голова вместе с корпусом и движением ног должны активно участвовать в повороте, дополняя слитность его исполнения. Все элементарные правила движения ног, рук, головы и корпуса здесь обязательны.
При выполнении renverse en attitude возможны и другие варианты движения рук: 1) во время наклона корпуса вперед руки соединяются в 1-ю позицию, а в момент поворота рука, соответствую-

5_4.JPG

5_4.JPG

ное положение с более усиленным прогибом спины; на первом переступании корпус продолжает увеличивать прогиб спины, на втором выпрямляется и на заключительном demi-plie принимает совершенно прямое положение.
Руки при наклоне корпуса вперед удерживают свое положение. В момент releve одна рука из 1-й позиции переводится через 2-ю в 3-ю позицию, другая фиксирует положение 2-й позиции. Далее одновременно с переступанием рука из 2-й позиции переводится в 1-ю. На втором переступании обе руки фиксируют 1-ю позицию и на demi-plie опускаются в подготовительное положение.
Голова на первом demi-plie поворачивается en face и вместе с корпусом слегка наклоняется вперед; на releve она вновь поворачивается в исходное положение; в момент первого нереступания задерживается в профильном положении; на втором переступании начинает поворачиваться в финальное положение, которое и занимает в момент выполнения второго demi-plie .
щая поднятой ноге, поднимается через 2-ю позицию в 3-ю, другая отводится во 2-ю позицию. Далее руки выполняют те же движения, что и в основном варианте; 2) во время наклона корпуса вперед руки соединяются в 1-й позиции, затем рука, противоположная отведенной ноге, переводится в 3-ю позицию, другая рука одновременно раскрывается во 2-ю позицию.
Во время поворота рука из 3-й позиции переводится во 2-ю и опускается вместе с другой в подготовительное положение.
Иногда данное движение начинается с attitude effacee, тогда releve на полупальцах делается с поворотом на 1/4 круга, в направлении en dehors.
В направлении en dedans данная форма renverse делается с attitude croisee или effacee вперед. Корпус здесь также наклоняется вперед, а затем запрокидывается назад. Движения рук и головы такие же. Releve начинается с поворотным посылом в направлении en dedans. Pas de bourree — с обратным переступанием ног.
Обратная форма renverse выполняется еще приемом fouette. Делается это следующим образом. Фиксируется поза croisee вперед. Затем одновременно с demi-plie корпус и голова наклоняются вперед, руки соединяются в 1-й позиции. Далее делается releve на полупальцы, во время которого корпус энергично выпрямляется и поворачивается en dedans вместе с опорной ногой на 1/4 круга. Раскрытая нога, выполняя прием fouette, удерживается в той же пространственной точке. Руки и голова так же, как и ноги, занимают положения, присущие позе ecartee. После этого раскрытая нога по II позиции выполняет первое переступание впереди опорной с одновременным поворотом на 1/4 круга и запрокидыванием корпуса назад. Рука из 2-й позиции переводится в 1-ю, другая — остается в 3-й. Голова фиксирует предшествующее положение. На втором переступании корпус выравнивается, руки соединяются в 1-й прзиции. Голова начинает поворачиваться, как указано выше, и все движение завершается, как обычно.

7_3.JPG

Изучать это довольно сложное движение рекомендуется вначале с небольшим запрокидыванием корпуса назад, которое можно со временем постепенно увеличивать до необходимой величины и силы.
Исходную позу рекомендуется сначала воспроизводить с V позиции, затем переходить в нее путем pas tombe, например из позы croisee вперед; можно, выполнив pas tombe, перейти в attitude croisee назад и с demi:plie, которым заканчивается этот переход, продолжить releve на полупальцы и все дальнейшие элементы renverse.
После освоения основной формы renverse можно перейти к изучению ее разновидности, которая выполняется с приемом fouette.
Renverse en ecartee. Данное движение делается на целый круг. Начинается оно с четвертого arabesque, заканчивается позой ecartee в верхний угол зала.
Поворот выполняется в направлении en dedans на высоких полупальцах без предварительного demi-plie. Раскрытая нога при этом сгибается в положение «у колена». Заканчивается поворот
ластичным опусканием пятки опорной ноги на пол и одновремен-9 ыМ раскрыванием свободной ноги в верхний угол зала. в корпус в начале поворота энергично наклоняется к колену под-ятой ноги; затем, с силой выпрямляясь и не теряя темпа, слегка ткидывается от раскрываемой ноги и так удерживается до конца движения. Руки в момент поворота энергично соединяются в 1-й пониженной позиции и столь же энергично в конце его поднимаются в 3-ю позицию. Голова в момент наклона корпуса поворачивается к колену поднятой ноги. Затем в момент «запрокидывания» корпуса она несколько задерживается и, четко обгоняя его, раньше занимает конечное положение .
В целом данное renverse следует выполнять энергично, с эластичным поворотом корпуса, решительным движением рук, четким поворотом головы и твердым окончанием позы ecartee.
В обратном направлении en dehors данное движение не делается. Изучается оно в предвыпускном или в выпускном классе.

МЫ