Данное движение схоже с battement releve lent, но выполняется в темпе быстрого и слитного броска свободной ноги на 90° (см. рис. 19). Оно развивает силу ног, большой и свободный шаг, который затем используется в grand fouette и больших сложных прыжках.
При выполнении grand battement jete нога отбрасывается легким скользящим движением ступни по полу и продолжает свой взлет с возрастающей силой, легко и свободно достигая высоты в 90°. Возвращается нога сдержаннее, легко касаясь носком пола и обычным приемом battement tendu закрывается в исходную позицию. Весь бросок ноги следует выполнять энергично, слитно, вы-воротно, с вытянутым коленом, подъемом и пальцами, точно по прямой линии вперед, в сторону или назад. Опорная нога должна быть выворотна и хорошо вытянута в колене. Исключается завал на большой палец и смещение ступни со своего места, особенно при выполнении этого battement назад.
Положение бедер и центр тяжести тела здесь сохраняются полностью, как в battement releve lent. Руки обычно фиксируют 2-ю позицию. Корпус при отбрасывании ноги вперед и в сторону удерживается прямо. При отбрасывании ноги назад корпус одновременно незначитеяьно подается вперед. В момент возвращения ноги в исходную позицию он вновь выпрямляется. Плечи удерживаются свободно и ровно. Голова при броске ноги вперед и назад повернута к раскрытой руке во 2-ю позицию, при броске в сторону удерживается en face.
В целом этот battement должен выполняться отчетливо и энергично, без каких бы то ни было рефлекторных движений головы, корпуса и рук, вызываемых усилием броска. Необходимо стремиться к развитию шага ученика, однако не в ущерб правильности и свободе выполнения самого движения.
Изучается grand battement jete сначала с I позиции в сторону лицом к станку, затем вперед, держась за станок одной рукой, и, наконец, назад, тоже лицом к станку. Музыкальный размер — 2/4 (характер энергичный): на 1/4 — бросок ноги, на 1/4 — опускание ноги носком в пол, 1/4 — закрывание ее в исходную позицию, 1/4 — пауза.
Затем это же упражнение исполняется слитно без задержки на носке, но с остановкой в исходной позиции, теперь уже V, в один такт. Наконец, все исполняется без остановки с затактным броском ноги.
В дальнейшем этот battement следует выполнять «крестом», с подменой опорной ноги по той же схеме, что и battement tendu. Этот прием требует столь же точного и своевременного переноса центра тяжести тела на опорную ногу, как и в battement tendu jete.
При изучении grand battement jete «крестом» и с подменой опорной ноги свободная рука удерживается во 2-й позиции. Когда точность движения и свободный темп броска будут отработаны, можно приступить к выполнению этого battement в больших позах, сначала на середине зала, затем у станка.
Grand battement jete, как и все предшествующие движения, ис-полняется в сочетании с demi-plie и releve на полупальцы. Demi-plie может вводиться в исходную позицию до и после исполнения броска. Releve на полупальцы сочетается с отбрасыванием ноги и возвращением ее, стоя на полупальцах в исходной V позиции. Releve на полупальцы может соединяться с demi-plie в исходной V позиции перед или после выполнения этого battement.
Пользоваться данными приемами следует в различной последо-вательности, но не увлекаться их количеством и сложностью за счет отработки самого jete, его точности, легкости и темпа.
Практикуются некоторые усложнения данного battement.
Grand battement jeti pointe вперед 20
1 2
1) Первый бросок по II или IV позиции можно закончить на носок, а второй — с носка в исходную позицию. Упражнение это выполняется слитно, с легким, проходящим прикосновением носка к полу. Темп, сила броска и все остальные правила выполнения grand battement jete сохраняются здесь полностью, особенно натянутость и легкость движения всей ноги.
Такое упражнение называется battement jete pointe (рис. 20). Выполняется оно сначала с одним, затем двумя-тремя pointes, каждый на 1/4 двудольного музыкального такта, в дальнейшем на 1/8 такта.
Введение demi-plie и releve на полупальцы здесь не обязательно, так как они затруднят темп броска, его ускоренное, легкое, сильное, как бы трамплинное отделение вытянутого носка от пола, особенно на 1/8 долю музыкального такта.
Это упражнение можно комбинировать с обычным grand battement jete. Например, исполнить два grands battements jetes вперед в V позицию, два pointes в том же направлении и так же «крестом».
Кроме того, данная форма battement может выполняться по Дугообразной линии с переносом ноги в момент броска с IV позиции во II или со II позиции в IV. Такой бросок делается с сохранением всех основных правил исполнения grand battement jete pointe.
Этот battement может выполняться и с переносом ноги из IV позиции в IV через II позицию также по дугообразной линии. Такое движение из-за его сложности можно выполнять только в старших классах, соблюдая точный рисунок броска, его легкость, силу и темп.
Рука при исполнении этого упражнения находится во 2-й позиции, корпус удерживается прямо, голова повернута от опорной ноги.
2) Исходным и конечным положением для выполнения grand battement jete может быть IV позиция с вытянутой ногой назад носком в пол. В таком случае отведенная нога скользящим движе-
21 Grand battement jete balancoir no IV позиции
I 2
нием через I позицию выбрасывается вперед на 90° и тотчас через нее же возвращается в исходное положение. Это движение также выполняется и назад, но исходным положением тогда будет IV позиция с ногой, вытянутой носком в пол впереди опорной ноги.
Данное упражнение так и называется «grand battement jete с IV позиции в IV». В этом случае нога должна выворотно и легко скользнуть всей ступней по полу через I позицию и несколько сдержаннее вернуться в исходное положение* Руки, корпус и голова действуют, как в обычном grand battement jete.
При изучении указанного движения рекомендуется вначале вы-держивать паузу в IV позиции после затактного броска. Затем бросок исполняется без остановки с акцентом на возвращение ноги в исходное положение.
Данный battement можно соединить с demi-plie во время возвращения ноги через I позицию в IV. Следующий бросок исполняется с demi-plie, и уже в момент проскальзывания ноги через I позицию оба колена вытягиваются. При этом движение ноги с I позиции до IV увеличивается и все тело стремительно снижается. Поэтому к обычному названию движения добавляются слова «с раскатом».
В старших классах при исполнении «раската» полезно добавлять движение руки в 3-ю позицию. В момент броска ноги вперед на 90° рука одновременно проходит подготовительное положение и 1-ю позицию. В момент возвращения ноги рука из 3-й позиции раскрывается во 2-ю. Когда бросок исполняется назад на 90°, то рука одновременно из 2-й позиции поднимается в 3-ю. В момент возвращения ноги рука из 3-й позиции раскрывается во 2-ю.
При всех движениях руки лицо обращено к кисти. Корпус во время «раската» хорошо подтянут и слегка отклоняется от раскрытой ноги.
В целом движение исполняется энергично, четко и легко, без затягивания темпа на demi-plie.
Бросок ноги выполняется затактно на 1/4 двудольного музыкального размера.
3) Пиже рассматривается еще одна форма grand battement jete — balancoir.
Исходная позиция ног — IV с вытянутым носком в пол сзади опорной. Из этого положения нога выбрасывается через I позицию вперед на 90°; не задерживаясь, она повторяет такой же бросок назад па 90°, еще раз вперед и, наконец, опускаясь, переводится через I позицию назад в исходное положение. Таким образом исполняются три сильных и непрерывных броска ноги на 90 : два вперед и один назад. Количество бросков может доходить до восьми и начинаться ногой, раскрытой на носок вперед по IV позиции.
Рука обычно удерживается во 2-й позиции. Голова повернута к руке, раскрытой во 2-ю позицию.
Корпус в момент взлета ноги на 90° равномерно и столь же энергично отклоняется в противоположную сторону на 45°. Одноименность броска ноги на 90° и противоположность отклонения верхней части тела определили название данного упражнения (Рис. 21).
Ноги в этом упражнении можно выбрасывать не только вперед а Назад, но и в сторону, поочередно. В этом случае одна нога легко подменяется другой через I или V позицию, не задерживаясь в ней.
Корпус отклоняется в противоположную сторону на 45° от ноги, выбрасываемой на 90°. Руки удерживаются горизонтально. Голова поворачивается в противоположную сторону на каждом отбрасывании ноги (рис. 22). Данный battement по II позиции выполняется только в средних и старших классах.
4) Все рассмотренные нами формы grand battement jete (кроме pointe с переносом ноги) можно исполнять с задержкой ноги на 90°. Производится она без замедленного подхода, сильно, четко, легко. Нога должна оставаться выворотной, до конца вытянутой и не превышать той высоты, на которой может свободно, с апломбом удержаться. Исполняется задержка обычно на 1/4 двудольного музыкального такта, по заданию может быть и продлена.
Упражнение может дополняться легким и быстрым качанием ноги в воздухе — balance. Делается это следующим образом. Нога, выброшенная на 90°, задерживается на этой высоте, затем легко опускается до 70° и немедленно возвращается на прежнюю высоту.
Качание ноги выполняется с акцентом на высоте 90° и твердой выдержкой.
Используется этот прием скупо, только как небольшое дополнение, несмотря на то, что он хорошо отрабатывает силу и четкость фиксации раскрытой ноги на 90°.
Такого рода balance полезно иногда применять в battement releve lent или в battement developpe у станка.