Дон Кэмпбелл - кэмпбеллокер

imjages.jpgНесмотря на то, что в хип-хопе идут большие споры о том, кто какое движение или стиль создал, и зачастую каждый тянет одеяло на себя, с локингом все обстоит иначе. История танца началась с одного человека по имени Дон Кэмпбелл. Родился он в начале 50-х годов в Сент-Луисе, а рос в южной части Лос-Анджелеса. Ребенком он проявлял большие способности в рисовании: делал наброски людей, окружающей природы. Этим он выделялся среди остальных членов семьи, которые считали его странным. Но занятие своё он не забросил, когда стал студентом Торгово-технического колледжа Лос-Анджелеса и решил изучать коммерческое искусство. Он подрабатывал тем, что в перерывах между занятиями набрасывал портреты в местном кафетерии. В колледже Дон занимался легкой атлетикой. Он рисовал и временами поглядывал на детей, танцующих возле колонки в углу.

Дон попытался освоить какой-нибудь танцевальный стиль, в чём ему помогал один из друзей, показывавший различные движения из разных стилей, однако особых успехов не достиг. И вот однажды вечером на дискотеке в колледже Дон решил показать то, чему научился. Он вышел в круг и начал танцевать подряд все элементы из разных стилей, какие только помнил, при этом частенько забывая то или иное движение и замирая посреди танца, чтобы вспомнить, что делать дальше. Глядя на это, один парень, который в колледже считался одним из лучших танцоров, Сэм Вильямс, подошёл к Дону и назвал его «Campbell-lock» (слово «lock» в переводе с английского, обозначает «замок» или «стопор». Дону понравилась эта идея, и он продолжал танцевать с такими остановками (locks).

invex.jpg

Некоторое время спустя Вильямс пригласил Дона на танцевальный конкурс в клубе Downtown. Дон финишировал 5-ым из 15-ти. Потом он скажет: «Если бы я вылетел тогда первым, то клянусь в том, что я никогда бы не вышел больше на сцену!» Продолжая развитие собственного стиля, Дон подумал, что почему бы все его недостатки в танце не выдать за достоинства и собственную стилистику — так появились комические нелепые движения, которые он вскоре сделал базовыми элементами, а идеей локинга — комические позы, комические костюмы и абсолютный позитив, ну и, конечно же, эти самые остановки, с которых всё и началось. Вскоре молва о нем разнеслась по городу. В то время то тут, то там, в клубах, устраивались батлы, чтобы привлечь побольше посетителей. Хотя размеры денежного приза не превышали 50 долларов, этого было вполне достаточно. Дон был и тут, и там, часто выигрывая. Настолько, что иногда деньги ему отдавали без борьбы. В то время Дон видел противника в каждом, кто копировал его движения и никого не хотел учить, но ему объяснили, что тогда никто не узнает о его танце, и он смирился.

Клубом, где Дон проводил большую часть времени, было местечко Мэверикс Флэт в Калвер-cити. Там он и познакомился с Фредом Берри (ум. в 2003 г.), будущим персонажем комического телесериала «What’s happening» по прозвищу Rerun. Фред упросил Кэмпбелла научить его танцевать. Движения танца Кэмпбелл брал из головы, полностью полагаясь на свою способность к импровизации. Дон оказался прирожденным фристайлером. «Какую бы ошибку я ни делал, люди хлопали, — вспоминает он, — Однажды я упал, но смог притвориться, что так и надо. Все захлопали! Это-то и оказалось самым странным — не важно, что я делал неправильно, что-то я при этом делал правильно!»

Возможно, локинг так и не получил бы широкого распространения, оставшись одним из многих танцевальных стилей, появившихся в те времена на западном побережье Соединенных Штатов, если бы не телевизионное шоу «Соул Трэйн», которое было и по сей день остается двигателем прогресса в данной области. Семидесятые годы во многом были для чернокожих американцев годами депрессии. Умер Мартин Лютер Кинг, шла война во Вьетнаме, да и обычная жизнь в гетто мало чем отличалась от войны. Стив Клементе (Мистер Виглс, действительный член двух крупнейших в мире команд уличного танца — «Rock Steady Crew» и «The Electric Boogaloos») описывает свое детство в Нью-Йорке. Он говорит о постоянных убийствах, происходивших у него на глазах, разборках между молодежными бандами, стрельбе на улицах. Поводов для оптимизма повседневная рутина предоставляла, скажем прямо, очень мало. И отдушиной для людей низших социальных слоев стала передача «Soul Train», транслировавшаяся сначала по местному, а затем и по национальному телевидению. Ее создатель, Дон Корнелиус, собрал множество уличных танцоров. Проводились регулярные конкурсы, и каждая новая танцевальная форма, появившаяся на улице, обязательно попадала в «Соул Трэйн», если заслуживала хотя бы немного внимания. Дон Кэмпбелл заслужил себе постоянное место в телеэфире, выиграв один из таких еженедельных конкурсов.

Стиль Дона стал завоёвывать поклонников, люди слышали о нём и приходили на вечеринку посмотреть как он двигается, соперники боялись его, он выигрывал всё новые и новые танцевальные состязания. Вскоре Дон со своим стилем попал на «Soul Train». Локинг начал выходить в массы, после чего Дону предложили создать свою команду танцоров в этом стиле для большей его популяризации, что он и сделал летом 1973 г. Команду Дон назвал «The Campbellock Dancers», впоследствии она была переименована в «The Lockers».

В состав «The Campbellock Dancers» вошли:

* Don Campbell
* Greg Pope a.k.a. «Campbellock Junior»
* Fluky Luke
* Bill Williams a.k.a. «Slim the Robot»
* Fred Barry a.k.a. «Penguin»
* Tony Basil

Дон нашёл молодого и перспективного паренька Адольфо «Шабба Ду» Квинонса и пригласил его в команду. В итоге получилась одна из наиболее динамичных и влиятельных групп в истории данного танца, объединявшая и лучших импровизаторов, и лучших синхронщиков на тот момент времени. Известный хореограф Тони Бэзил, заметила Дона и его команду и помогла им прославиться. Сама Тони была очень талантливой танцовщицей и очень скоро освоила стиль локинг. Она стала членом «Lockers», помогла им поставить танцевальные номера и протолкнула на телевидение в популярное шоу, а также на съемки различных рекламных роликов. Позже она обошла по мастерству и самого Дона. Грэг Кэмпбеллок Джуниор вместе с Тони Бэзил внедрили в группе хореографию, построенную на синхронности (взяв ее из своего опыта работы в Creative Generation). Так сформировался локинг. Во время существования группы, в 70-х, и другие танцоры «первоначального» поколения, такие как Тони Go-Go и Ориджинал Скитер Рэббит, присоединились к «Lockers» и гастролировали с ними.

С подачи группы локинг стал чем-то большим, нежели просто танцем. Это был стиль жизни, манера одеваться, ходить и разговаривать. «Lockers» носили ботинки на платформе, яркие полосатые носки, подтяжки, шорты до колен, красочные сатиновые рубашки с большими воротниками, большие цветастые галстуки, огромные шляпы и белые перчатки. Они работали с такими легендами, как Билл Коусби и Стиви Уандер, и даже выступали на разогреве у Фрэнка Синатры. А на взлет их карьера пошла, когда Дон впервые задумался о том, что «Соул Трэйн» — это еще не вся жизнь.

Некоторые из танцоров демонстрировали быстрые «запирающие» (locking) и «указывающие» (pointing) движения наряду с хлопками руками (slaps, claps, giving five) и шпагатами (splits). Дон Кэмпбелл, вместе с такими танцорами, как Грэг «Кэмпбеллок Джуниор» Поуп, Джимми «Скуби Ду» Фостер, Фред «Реран» Берри (он же Mr. Penquin), Тони Льюис и Эдвин «Бадди» Ломбард (они же The Go-Go Brothers), Джеймс «Ориджинал Скитер Рэббит» Хиггинс, Лео «Флуки Люк» Вильямсон, Джонни «Самбо Лок» МакКлауд, Чарльз «Робот» Вашингтон и Билл «Слим Робот» Вильямс, а также некоторыми другими родоночальниками «старой школы», могли встречаться в клубах, подобных «The Citadel» в Голливуде, «The Summit on the Hill» или «Mavricks Flats», и показывать друг другу свои движения. Дон и его напарник Дамита Джо Фриман гастролировали вместе с командой участников шоу «Soul Train».

Грэг Кэмпбеллок Джуниор, Скуби Ду Фостер, Лео Флуки Люк, Тони и Бадди The Go-Go Brothers, а также Ориджинал Скитер Рэббит, создавали базовые движения, которые с тех пор делают единообразно. Эти люди создали ту базу локинга, которую в настоящее время преподают ученикам; они зафиксировали те движения, которые делали, в четкой и довольно строгой форме.

В Уотсе (Южный Лос-Анджелес, Калифорния) развитие шло в направлении группового танца. В 1972 году The Go-Go Brothers вместе с Ориджинал Скитер Рэббитом объединились и сформировали первую танцевальную группу в локинге в стиле, основанном на синхронах, и исполняли скетчи и синхронные танцевальные связки как на больших стадионах, так и на скромных вечерах в обычных школах. В конце 1972 — начале 1973 гг. Скуби Ду и Кэмпбеллок Джуниор объединившись с Go-Go Brothers и Ориджинал Скитер Рэббитом, а также девушками-локершами Арнеттой Джонсон, Фриди Макси и Лорной Дюн, образовали первую смешанную (и мужскую, и женскую) группу «Creative Generation». Эта группа изучала танец, учила танцу, выступала с танцем и гастролировала в качестве участников легендарного Watts Writers Workshop.

В период становления образовались и другие «уличные» группы, вроде 33RPM и Ghetto Dancers. Они составлялись в разных вариациях из других танцоров локинга первого поколения. Это вызвало к жизни танцевальный феномен, который простирается от центра Лос-Анджелеса к его пригородам и далее через всю страну. Другие группы, промоутеры, танцоры и менеджеры быстро наводнили сцену. Некоторые были движимы любовью, тягой и уважением к этому искусству. Иные же лишь мечтали нажиться на нем. Таких танцоров и групы в субкультуре локинга называли просто «помойными локерами».

Эти группы и лица предприняли попытку «подмять под себя» и само искусство локинга, и всю его культуру, и его корни. Многие из них переименовывали движения, выдавали за свои уже записанные на видео синхроны, игнорировали внутренние правила субкультуры.

imagles_0.jpg

К середине 70-х годов локинг как форма искусства окончательно созрел. Однако уже к концу десятилетия его популярность пошла на спад. Тогда на сцену вышли молодой Сэм Соломон («Бугалу Сэм») и его брат Тимоти («Поппин Пит»), создавшие во многом под влиянием «The Campbellock» свою собственную группу «The Electronic Boogaloo Lockers», впоследствии известную как «The Electric Boogaloos». Одним из первых толчков к спаду популярности локинга стал уход «Lockers» из шоу «Soul Train». После этого между участниками команды начались разногласия, каждый захотел заняться своей собственной карьерой. В итоге «Lockers» распались. Фред Берри ушел в ситком «What’s happening» в качестве персонажа Rerun, Тони Бэзил успешно занялась музыкой, выпустив в 1982 году хит «Mickey (You’re so fine)». Остальные стали... «свидетелями Иеговы». Но начало было положено. Никто больше не сомневался, что уличными танцами можно заработать на жизнь.

«The Lockers» преобразовалась во второе поколение в середине 80-х, включив танцоров «старой школы» — «Альфа» Андерсона, Льюиса «Депьюти» Грина, Лайнела «Биг Ди» Дугласа. В 80-х гг. Тони Go-Go основал школу, представившую искусство локинга в Японии. Это вызвало волну интереса к истории и субкультуры этого танцевального феномена во всем мире.