CABRIOLE
07.03.2011 в 04:36

Если temps leve в позе осложнить ударом вытянутых ног, получится cabriole (рис. 140). Выполняется это движение во всех позах на 45° и 90° с одним и двумя ударами (double) на малом и большом прыжках.
Cabriole может начинаться с открытого положения ноги, с V позиции, с sur le cou-de-pied, с подхода в виде pas coupe, pas chasse, pas failli, pas glissade. Заканчиваться cabriole может с открытой ногой, с закрыванием ноги в V позицию ferme и с pas tombe в IV позицию. Как бы ни начинался и ни заканчивался cabriole, он всегда должен выполняться выворотными и вытянутыми ногами, эластично и четко ударяющими друг о друга икрами, причем во время удара, особенно двойного, активно участвуют обе ноги, легко и четко соприкасаясь на взлете в V позиции. Толчковая нога, как правило, всегда первая устремляется к раскрытой ноге, которая чуть снижается во время удара, затем вновь повышается, сохраняя этот уровень на заключительном demi-plie.
Кроме того, прыжковый толчок следует выполнять трамплинно, а завершающее demi-plie — мягко и эластично, но с энергичным усилением к следующему взлету, если таковой предстоит.

Cabriole в первый arabesque

140.jpg

Во время удара следует хорошо вытягивать колени, подъем и пальцы, тогда ноги будут выполнять свое движение эластично и легко. На двойном cabriole удары нужно выполнять равномерно, не выше чем на 70°, иначе они получатся мелкие и стесненные, что несовместимо с техникой этого виртуозного прыжка. В то же время слишком широкие и жесткие удары также нежелательны, ибо это граничит с грубым исполнительским стилем и трюкачеством.
Руки во всех cabriole должны помогать взлетному толчку, четко и свободно фиксируя рисунок выполняемой позы. Корпус следует удерживать собранно, с хорошо «взятой» спиной и раскрытыми плечами. Голова так же, как и корпус, не должна делать никаких стесненных движений, вызванных усилиями ног.
В целом каждый cabriole следует выполнять четко и упруго, стремясь к слитности действий рук, корпуса и головы. Совершенно исключены неточные позы, вялые удары ног, жесткое и неустойчивое завершение прыжка.
Изучать cabriole рекомендуется вначале у станка. Выполняется sissonne ouverte назад (на 45°), petit cabriole, pas de bourree с переменой ног в V позицию, затем все делается с другой ноги и еще раз сначала. Музыкальный размер — 2/4; оба прыжка выполняются на каждую четверть, pas de bourree — на целый такт.
Далее это же упражнение следует отрабатывать на середине зала в позе третьего arabesque и обратно.
Затем малые cabrioles можно выполнять в других позах и два раза подряд на одной и той же ноге, используя различное начало и различный конец (ferme, tombe). Малый cabriole по II позиции следует отрабатывать последним.
Напомню, что начинать изучение cabriole можно, лишь когда трудность прыжка на одной ноге (temps leve) хорошо преодолена учениками. Когда же освоены такие технически трудные прыжки, как, например, grande sissonne ouverte, grand pas jete и т. д., можно приступить к изучению большого cabriole, но уже сразу с подходов, разумеется сначала простых, затем сложных.
Начинать изучение больших cabrioles рекомендуется сначала вперед и назад на efface, затем на croise и, наконец, ecarte. Сначала осваивается окончание большого cabriole с открытой ногой, затем с закрыванием ноги в V позицию (ferme) и с переходом в pas tombe.
Двойной cabriole изучается в выпускном классе, когда ученики уже хорошо владеют всесторонней техникой прыжка. Изучать двойной cabriole рекомендуется в той же последовательности, что и одинарный, постепенно добиваясь четкости, легкости и мягкости исполнения.
Существует еще один прием исполнения большого cabriole, который осложняется приемом soubresaut, то есть задержкой ног в момент их соединения в воздухе. Таким образом, на кульминации взлета фигура танцовщика фиксируется в горизонтальном положении, после чего толчковая нога, отделяясь от раскрытой, переходит в заключительное demi-plie, а все тело принимает позу, в которой начинался взлет.
Такой cabriole исполняется только в позах по IV позиции при помощи сильных подходов, максимального взлета и быстрого соединения ног. Иначе их задержка будет недостаточной. Недопустима также и передержка соединенных ног, что всегда ведет к резкому и жесткому окончанию прыжка, так как опускающаяся нога не успеет последовательно и эластично выйти в завершающее demi-plie.
Начинать изучение больших cabrioles можно со следующего уп-ражнения. Исходная позиция ног —V, epaulement croise. Исполняется sissonne tombee на efface вперед и temps leve с броском свободной ноги через I позицию вперед на croise, то есть в позе по IV позиции. На взлете этого движения осуществляется cabriole с задержкой ног в V позиции и переход в заключительное demi-plie. Далее делается temps leve tombe вперед и малое assemble назад в V позицию. Каждый прыжок производится на одну четверть двудольного музыкального такта. Все упражнение повторяется четыре раза подряд в разные стороны, затем исполняется обратно.
Это же упражнение рекомендуется также выполнять и с cabriole на efface, перестроив соответственно подход и его концовку-
Далее можно пользоваться в качестве подхода pas failli, pas glissade, но только к исполнению cabriole вперед. Такого рода cabriole назад надо начинать изучать с поворотом — fouette, так как он является наиболее удобным для этой цели.
Действия рук, корпуса и головы остаются те же, что и без задержки ног.
Изучать этот cabriole рекомендуется последним и даже после двойного, когда ученики уже хорошо освоят его технику. Если ученик научился четко укладываться во времени с двумя ударами ног, то с задержкой одного удара он будет справляться более технично. Если поступить наоборот, может укрепиться зажим, который затем будет мешать развитию свободного движения ног на двойном cabriole.

МЫ