Battements divises en quarts (Четвертные батманы)
В классическом танце существует особый вид поворота, при помощи которого можно перейти из одной позы в другую, не переводя раскрытую ногу по горизонтали приемом grand rond de jambe en l'air, а оставляя ее в заданном направлении, повернуться по вертикальной оси на 1/4 или 1/2 круга en dehors или en dedans. При этом вытянутую раскрытую ногу следует с силой удерживать в заданном направлении, не допуская смещения ее носка с занимаемой точки на полу или в воздухе.
Повороты эти могут осуществляться из позы в позу с отведенной ногой на 22°, 45° или на 90°.
Структура и танцевальная пластика данного поворота являются неотъемлемой, органической частью самых различных форм fouette, в том числе и grand fouette. Поэтому в учебной работе данный поворот принято называть «приемом fouette».
Для овладения техникой указанного поворота существует одно очень полезное упражнение — battements divises en quarts. Делается оно на основе battements developpe и releve на полупальцы. Исходная позиция ног — V, en face. Выполняется battement developpe вперед на demi-plie, затем одновременно releve на полупальцы и поворот fouette en dedans на 1/4 круга. Таким образом, фиксируется поза a la seconde. Далее раскрытая нога сгибается в положение «у колена», опорная — остается на полупальцах.
Руки во время выполнения developpe переводятся из подготовительного положения в 1-ю позицию, во время поворота раскрываются во 2-ю позицию; в момент сгибания ноги «к колену» руки одновременно опускаются в подготовительное положение. Корпус все время сохраняет подтянутое и прямое положение, поворачиваясь вместе с опорной ногой. Голова в момент перевода рук из подготовительного положения очень незначительно склоняется вперед, взгляд направлен на кисти рук. Во время поворота она вновь выравнивается.
По этой схеме упражнение выполняется четыре раза по 1/4 круга. Первое developpe начинается с V позиции, три остальных — с положения «у колена». Заканчивается круг опусканием раскрытой ноги в V позицию назад, и все упражнение делается с другой ноги. Обратно это упражнение выполняется с раскрыванием ноги назад и поворотом en dehors на 1/4 круга. Все остальное выполняется по тем же правилам, лишь корпус во время раскрывания ноги назад подается несколько вперед и при повороте вновь выпрямляется.
Выполняя это упражнение, необходимо эластично и высоко подниматься на полупальцы; крепко удерживать выворотность ног, бедренную часть тела, колени и стопу; точно сохранять центр тяжести тела на опорной ноге, собранно и подтянуто фиксируя положение корпуса; пластично переводить руки в едином ритме с движением головы. В целом это упражнение следует выполнять с четким, но не очень быстрым или замедленным поворотом.
Никакие расслабленные действия опорной ноги, корпуса, рук недопустимы. Чтоб восстановить утерянное равновесие, можно лишь очень кратким толчкообразным движением опорной ноги «найти» наиболее устойчивую вертикаль, а не балансировать всем телом или спускаться с полупальцев.
Музыкальный размер — 4/4; 1/4 — делается developpe, 1/4 — поворот, 1/4 — фиксация позы a la seconde, 1/4 — сгибание раскрытой ноги в положение «у колена» и т. д. Если берется размер 3/4 (вальс), то каждая часть этого движения выполняется на один такт.
1 Некоторые зарубежные школы классического танца называют этот поворот — pivoter (поворотная точка). Вероятно, термин этот правильно определяет механику поворота, но не отражает его танцевально-пластическую сущность, поэтому в русской и советской школе не утвердился.
Изучать данные повороты рекомендуется не раньше, чем учебки на середине зала овладеют техникой выполнения battement developpe в сочетании с releve на полупальцы и demi-plie.
На середине зала данное упражнение может исполняться первым- В этом случае развитие экзерсиса на середине зала примет более компактное и технически сложное построение.
Но, прежде чем перейти к данному упражнению, необходимо этот прием поворота освоить в простейшей форме с ногой, отведенной носком в пол. Изучается эта форма при помощи сдвига пятки опорной ноги. Например, в сочетании с battement tendu. Затем этот поворот осваивается с отведением ноги на 45° при выполнении double fondu. Делается он после второго demi-plie, в момент перехода опорной ноги на высокие полупальцы.
В дальнейшем этот прием поворота можно выполнять в сочетании с battements tendus, в более быстром темпе осуществлять переход из одной малой позы в другую. Поворот в данном случае выполняется в момент отведения ноги с четкими действиями рук, головы и корпуса.