С профессиональным балетным искусством Венгрия знакома с XVIII века, с того времени, когда там гастролировали иностран¬ные артисты: Ж. Ж. Новер, С. Вигано, М. Медина и др. Попытки же создания национального венгерского балета относятся к 90-м годам XIX века. Странствующие труппы, танцовщики-любители пропагандировали национальное венгерское танце¬вальное искусство.
Венгерский оперный театр был открыт в 1884 году, но рань¬ше там выступали преимущественно иностранные артисты. Это задерживало рост национальных кадров. Тем не менее в 90-е годы в Будапеште были поставлены первые национальные бале¬ты: «Чардаш» Стояновича, «Виора» Сабодаша, «День и Ночь» Тота и Меца. и
В конце XIX века в Венгрии с огромным успехом гастроли¬ровала балетная труппа Мариинского театра, а в 1912—1913 го¬дах в Будапеште выступала труппа Анны Павловой и «Русский балет» С. Дягилева. Искусство А. Павловой, В. Нижинского, Т. Карсавиной, постановки М. Фокина способствовали рас¬пространению классического танца, усиливали интерес к про¬фессиональному хореографическому искусству.
Первая мировая война приостановила дальнейшее развитие венгерского национального балета. Только в 1917 году балет¬мейстеры О. Зёбиш и Э. Брада поставили балет «Деревянный принц» на музыку Б. Бартока. Это было крупным событием в культурной жизни Венгрии. В 20—30-е годы происходило форми-рование национальных кадров балетмейстеров, в венгерском оперном театре работали: О. Сентпал, Э. Галафреш, А. Гобье, Р. Кёллинг, А. Миллош, Р. Брада.
Р. Брада поставил балет «Священный факел» Дохнаньи, а А. Миллош — «Куруцкую сказку» на музыку 3. Кодая. Работа этих балетмейстеров способствовала развитию венгерского испол¬нительского искусства.
В 30-е годы XX века венгерский балет поднимается на более высокий художественный уровень. В 1936 году в Будапешт из эмиграции вернулся педагог Ференц Надаши. Он воспитал це¬лую плеяду солистов и создал крепкий балетный ансамбль. Сам он, ученик Э. Чеккетти и Н. Легата, сумел сочетать в балете итальянский и русский классический стиль. Среди его учени¬ков — Жужа Кун, Габриелла Лакатош, Виктор Рона, Адель Орос, Ференц Хаваш, Вера Сумрак и другие. Они и сейчас ведущие солисты венгерского балета.
Известный венгерский балетмейстер Д. Харангозо начал свою деятельность в 30-е годы нашего века. Его реалистические балеты «Сцена в корчме» Хубаи, «Чудесный мандарин» Б. Бар-тока, «Деревянный принц», «Хитрые студенты», «Платочек», «Лудаш Матьи» подняли венгерский балет на уровень европей¬ского хореографического искусства.
Освобождение Венгрии в 1945 году от фашизма открыло перед национальным балетом новые перспективы. Деятельность советских педагогов и балетмейстеров способствовала этому. В. Вайнонен поставил балет «Щелкунчик», А. Мессерер — «Ле¬бединое озеро», Р. Захаров — «Бахчисарайский фонтан», Л. Лав¬ровский — «Жизель», В. Чабукиани «Лауренсия». Много лет в Венгрии работала педагогом и репетитором О. В. Лепешинская, а венгерские танцовщики совершенствовали свое мастерство в Московском и Ленинградском хореографических училищах. Мно¬гие венгерские педагоги и балетмейстеры учились в ГИТИСе в Москве.
Репертуар балетных трупп Венгрии разнообразен. В него входят классические балеты и современные, многоактные и одноактные, отечественные и зарубежные.
Среди современных балетмейстеров особой популярностью пользуется Ласло Шереги. Он начал ставить свои первые танцы в оперных спектаклях, а первым его балетом стал «Спартак» А. Хачатуряна. Ласло Шереги поставил много бале¬тов. Среди них: «Деревянный принц», «Чудесный мандарин», «Девушка, возрожденная танцем», «Сильвия», «Секейская прядильня».
В венгерском оперном театре ставят балеты и европейские хореографы — Ж. Шарра, М. Бежар. В настоящее время в Венгрии успешно работают молодые балетмейстеры Ш. Тот, И. Марко, И. Экк, организовавший труппу «Венгерский Печский балет», своеобразную творческую лабораторию, в постановках которой используется не только классический танец, но и эле¬менты пантомимы, танца модерн, эстрадного танца, акробатики и цирка.