БАЛЕТНЫЕ ОБРАЗЫ ГАЛИНЫ УЛАНОВОЙ
19.03.2011 в 11:19

«Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдох-новенная поэзия», — сказал Сергей Прокофьев.
Галина Сергеевна Уланова, народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленин-ской и Государственной премий СССР, родилась 8 января 1910 года в семье балетных артистов прославленной труппы быв¬шего Мариинского театра. В 1928 году она окончила Ленинград¬ское хореографическое училище. Первым её педагогом была мать — М. Ф. Романова, а затем А. Я- Ваганова. Уже со второго класса Уланова танцевала детские партии в операх и балетах: Птичку в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», Маль¬чика в балете «Тщетная предосторожность», двух маленьких де¬вочек в паре с Т. Вечесловой в «Баядерке», мазурку в балете «Пахита», Божью коровку в «Капризах бабочки». Особенно ответ-ственными были закрытые спектакли в училище. Строгий про-фессиональный зритель помогал расти юным балеринам, совер-шенствовать свое искусство.
16 мая 1928 года на выпускном спектакле Уланова танцевала Сильфиду из «Шопенианы» и фею Драже в адажио из балета «Щелкунчик». В «Шопениане» раскрылись лирические стороны дарования Г. Улановой, ее поэтическая одухотворенность, в «Щелкунчике» — высокая культура классического танца.
Дебютом в Ленинградском театре оперы и балета, куда юная танцовщица была принята после окончания училища, стала роль принцессы Флорины в «Спящей красавице» П. И. Чайковского. Экзамен на балерину был выдержан. Следующей работой стала партия Авроры в том же спектакле. Эта роль считается одной из самых трудных, и ее исполнение свидетельствует об артисти¬ческой зрелости балерины. Но Аврора не вошла в постоянный репертуар, а осталась лишь прекрасным, поэтическим эпизодом в творчестве Улановой.
В 1929 году Уланова выступила в роли Одетты—Одиллии. Этот спектакль имел громадный успех. Балерине удалось еще более углубить замечательный образ Лебедя, девушки-птицы, создать образ, проникнутый душевным благородством и высокой нравст¬венной чистотой. Сказка становилась общечеловеческой драмой. Критик И. И. Соллертинский в статье «Уланова в «Лебедином озе¬ре» писал: «Прекрасная техника, неподдельный драматизм тан¬ца, лиричность хорошего вкуса и органическая музыкальность — вот основные черты крупного дарования этой юной артистки»1.
Тему любви, преданности и чистоты несла старинная «Жизель» в исполнении Улановой, которая сразу же полюбила эту роль, и она осталась в ее репертуаре до последнего дня в театре.

ulan.jpg

В ней балерина с особенной силой и убедительностью раскрывала нарастание счастья, любви, радости, затем душевного по-трясения от обмана и коварства любимого человека, прощала, оправдывала возлюбленного всепобеждающей силой своей любви. Образ Жизели в испол¬нении Улановой — одно из са¬мых вдохновенных, самых поэ¬тических творений балерины. Тема любви, побеждающей смерть, становится основной темой ее творчества.
Уланова — великолепная классическая танцовщица, сво¬дим искусством она развивала принципы и традиции русской хореографической школы. При создании образов ее совершен-ная танцевальная техника ор¬ганично сливалась с пластикой и драматической игрой. Танцу Улановой свойственны чистота и строгость линий и форм, мяг¬кость, изящество и естествен¬ность жеста.
Уланова станцевала много ролей, и среди этого многообра-зия следует особенно выделить образ Марии в «Бахчисарайском фонтане», который стал подлинным событием в жизни балетного театра 30-х годов. Это была партия, созданная специально для Улановой, для ее творческой индивидуальности. Премьера балета в 1934 году заставила заговорить о совершенно новом явлении в хореографии, об обновлении балетного искусства. Мария — Ула¬нова олицетворяла это новое, она была воплощением пушкинской поэзии.
Мировую славу балерине принесли два балета — «Жизель» и «Ромео и Джульетта». Уланова танцевала также Золушку в од-ноименном балете С. Прокофьева, Парашу в «Медном всаднике», Тао Хоа в «Красном маке».
Она танцевала не только большие партии, но и короткие тан¬цы, длящиеся всего 2—3 минуты, но тем не менее приносившие ей такой же огромный успех. Балерина вкладывала в каждое свое выступление, в каждый танец так много чувств, танцевала с таким совершенством, что каждый раз она заставляла зрителя размыш¬лять, любить, познавать мир, всегда стремясь к правде и красоте. «Умирающий лебедь» Сен-Санса в постановке М. Фо¬кина, «Элегия» С. Рахманинова в постановке К- Голейзовского, «Вечный идол» Дебюсси в постановке Л. Якобсона, «Ноктюрн»
Шумана в постановке В. Чабукиани — каждая поэтическая кар-тина была одухотворена гениальным исполнением Улановой. «Умирающий лебедь», созданный для Анны Павловой, долгие годы был связан только с ее именем. Уланова по-своему решала эту миниатюру, представляя ее как общечеловеческую драму.
29 декабря 1960 года Уланова на сцене Большого театра прощалась со зрителем. Она танцевала «Шопениану». Между дебютом и последним спектаклем прошла целая эпоха в истории советского балета. Теперь балерину знал весь мир. Успех ее гастро¬лей говорил о достижениях советского балета, ей рукоплескали в Лондоне, Вене, Нью-Йорке, Токио, Париже, Риме, Каире. Ее танец называли «поэзией, драмой и музыкой в движении».
Сегодня Г. С. Уланова балетмейстер-репетитор в' Большом театре. Она передает свое мастерство, свое искусство таким замечательным балеринам, как Е. Максимова, Н. Тимофеева, Л. Семеняка, Н. Семизорова и многим, многим другим

МЫ