Помимо того, что бальные танцы - это хобби многих людей, спортивные бальные танцы представляют из себя современный вид спорта со всеми сопутствующими спорту особенностями.
В спортивных бальных танцах есть разделение на профессионалов и любителей, национальные и международные федерации, строгие регламенты и серьезные соревнования. Такие, например, как недавно прошедший в нашем городе в седьмой раз турнир "Belarus Open", включавший в себя Кубок мира и собравший на одном паркете несколько сотен участников из разных европейских стран. И в европейской (также называемой "стандартной"), и в латиноамериканской программе на этом мероприятии состязались танцоры всех возрастов, буквально от мала до велика. И, конечно, помимо отточенных, идеально отрепетированных танцевальных движений на зрителей в зале и судей на краю паркета должны были произвести впечатление сценические костюмы участников.
Для "латины" и "стандарта" танцоры одеваются совершенно по-разному, кроме того, нередки случаи, когда пара переодевается между выступлениями, чтобы в отборочном туре, полуфинале и финале выглядеть по-разному. Мы решили как следует разобраться, в чем состоят премудрости костюма для спортивных бальных танцев, как принято одеваться, а как не следует, и рассказать об этом вам.
В костюмах для бальных танцев нужно с одной стороны проявить максимальную индивидуальность, а с другой - уложиться в требования, которые задаются регламентом Международной федерации танцевального спорта. Поэтому дизайну и пошиву женских платьев и мужских костюмов уделяется очень много внимания.
В европейской программе дама должна быть одета в платье с подолом ниже колена, однако разрешается сделать полностью открытыми спину и плечи. В латиноамериканской программе платья традиционно короче, и по большому счету, "латинский" женский наряд может быть любым, лишь бы это не был купальник. Мужчины одеты строже - даже в латинской программе партнер должен быть одет в боди или рубашку и в брюки определенного фасона. Мужчинам разрешается эффектно распахнуть рубашку на груди, но нельзя, конечно, носить брюки, не достигающие обуви и выставляющие напоказ икры. Кстати, юниорам, то есть выступающим в соревнованиях детям, не разрешается использовать в женских платьях ткань телесного цвета, а взрослым разрешен любой цвет, разве что запрещены мужские брюки телесного цвета или сшитые из полупрозрачной ткани.
Мужской костюм в европейской программе - наоборот, самый регламентированный комплект одежды в бальных танцах. Позволителен пиджачный или фрачный вариант, но в любом случае требуется, чтобы костюм был черным или темно-синим, а также включал в себя галстук или бабочку того же цвета. Рубашка может быть только белой, а если кавалер одет во фрак, то и фрачная жилетка должна быть белого цвета.
Платья и костюмы всегда шьются индивидуально, причем в создании фасона и проработке деталей задействована не только сама пара и модельер, портной или швея, к которой они обратились, но и обязательно тренер. У детей и молодежи, конечно, право голоса имеют и родители, без помощи которых и так не обойтись.
Помимо вкуса в одежде и цвета кожи, глаз и волос танцора - то есть тех факторов, которые обязательно влияют на расцветку и фасон костюма - принимаются во внимание особенности фигуры. Все танцоры, разумеется, очень хорошо сложены. Конечно, есть дамы от природы более худые и дамы с более округлыми формами, но нельзя, знаете ли, тренироваться "на износ" по многу часов в день долгие годы и быть при этом кругленькой пышечкой.
Мужские костюмы в этом отношении более-менее однородны, разве что длина фалд фрака и вообще выбор между фраком и пиджаком связаны с ростом, комплекцией и пропорциями танцора. На женский же костюм для бальных танцев влияет гораздо больше параметров. Важным фактором являются особенности танцевательной техники, ведь костюм должен подчеркивать выигрышные ее элементы. Если программа, составленная для пары, предполагает больше поворотов и кружений, то эти движения эффектно подчеркнут развевающиеся детали платья, а сложные пластические движения требуют облегающего кроя, который выделит их, а не спрячет.
При пошиве учитывается и то, что платье будет не степенно "носиться", а использоваться для танцев - фасоны с большим количеством внешних швов быстрее обтреплются и потеряют парадный вид, слишком тонкие ткани выше опасность порвать, наконец, нужно заранее планировать то, что костюм и платье потребуется как-то перевозить между выступлениями и время от времени отправлять в химчистку.
Кроме того, на выбор фасона влияет мода, которая в танцевальном мире задается как влиянием моды "большого мира" (через модные журналы и телевизор), так и трендами, которые создают самые известные мировые пары, выигрывающие чемпионаты мира и Европы. Чтобы быть похожими на чемпионов или, наоборот, отличаться от всех соперников, танцоры анализируют фотографии и видео с других выступления, примечая, кто во что одет.
Конечно, у молодежи, взрослых спортсменов и танцоров-"сеньоров" (старшей возрастной категории) фасоны костюмов различаются, но это определяется не правилами федерации, а эстетикой - согласитесь, пятнадцатилетняя девушка и сорокалетняя дама не могут носить одно и то же.
Самые маленькие танцоры в отличие от всех остальных категорий сильно ограничены в своих костюмах. Мальчики должны быть одеты в белую рубашку и черные брюки, а платья девочек имеют строго стандартизированную форму и отличаются только по фасону и длине рукава, форме выреза горловины и цвету. Из-за этого детские танцевальные костюмы необязательно шить на заказ, а можно купить в специализированном магазине. Под платье девочкам обязательно следует надевать колготки.
Детские платья ограничены по количеству и вариативности декоративных элементов, а у молодежи и взрослых на это не налагается никаких ограничений, кроме здравого смысла и удобства. Основным способом декора и платья, и мужского костюма являются наклеивающиеся и нашивающиеся камни, стразы, блестки и пайетки. Все эти элементы эффектно выглядят в сценическом свете и подчеркивают красоту пары.
Вместо камней платья также расшивают крупными бусинами, имитирующими жемчуг. Несколько реже применяются бисер, поскольку он не так сильно блестит, и перья, поскольку они хуже держатся на костюме, в котором нужно активно двигаться. Закрепленность элементов костюма очень важна - поэтому декоративные шали и шарфы, излюбленные аксессуары танцовщиц в европейской программе, пришивают или прикалывают к платью. Если какой-либо элемент костюма "улетит" во время танца, пара рискует закончить с более низким результатом, чем могла бы. Запрет на потерю элементов костюма в регламент внесен в связи с тем, что попавшая другой паре под ноги или, не дай бог, в глаза, деталь вашего убранства может помешать танцевать или даже привести к падению. В мужском костюме для "стандарта" не принято украшать ремень, поскольку он все равно не будет виден большую часть времени, и спину фрака или пиджака - на этом безусловно приметном месте расположится приколотый номер танцевальной пары во время турнира, так что любые украшения не будут видны.
К платью дамы надевают перчатки - всегда облегающие, чтобы было удобнее, в цвет платья или контрастные, до локтя и выше. Перчатки тоже украшаются и расшиваются камнями.
Разрешены регламентом и головные уборы, но они - редкость. Дамы иногда носят хитро завязанные головные платки наподобие бандан, но шляп не носят почти никогда. Даже в шоу-номерах - там дама может появиться на паркете в шляпе, но скорее всего снимет ее перед танцем.
Что касается украшений, то носить металлические браслеты, кулоны, колье и все такое прочее не запрещается правилами, но крайне непрактично. Прыжки, вращения, поддержки - во всех этих элементах тяжелая бижутерия помочь не поможет, но с хорошей вероятностью повредит. Так что обычно браслеты и ожерелья выполняются из ткани, пристегиваются к костюму и украшаются теми же камнями и стразами, что и платье. Разумеется, под фасон платья у танцовщицы подбираются и серьги, и украшения в прическе. Самое типичное украшение кавалера в латиноамериканской программе - тканевый браслет на предплечье или бицепсе, расшитый камнями, а вот в "стандарте" мужчины чаще всего обходятся вовсе без декора, ведь даже цвет галстука у них строго регламентирован.
Костюмы для турниров и выступлений стоят от шестисот долларов и дороже, причем обычно взрослые пары не скупятся, а юниорам родители пытаются, где могут, сэкономить на костюме - дети растут, и как платья, так и фраки приходится менять слишком часто.
В тех случаях, когда финансы не позволяют пошив нового платья, пары обращаются к вторичному рынку. Б/у костюмы можно купить по знакомству или "унаследовать" в том танцевальном клубе, где занимается пара. Можно также купить новый готовый танцевальный костюм в специализированном магазине. Оба этих способа имеют явные недостатки - платье и фрак будут неидеально сидеть по фигуре и могут не вполне подходить к внешности танцоров, - поэтому к такому способу прибегают в основном начинающие. Взрослых готовых костюмов в магазинах продается гораздо меньше, чем детских.
Костюм танцора дополняется целым рядом очень важных элементов - это макияж, прическа (и то, и другое, кстати, имеет значение не только у женщин, но и у мужчин), обувь и аксессуары.
Разумеется, обувь играет в танцах решающее значение. Если халатно отнестись к ее выбору, сложные па будут "завалены", потому что в плохой обуви будет неудобно двигаться, она будет скользить по паркету больше или меньше, чем нужно, непривычным каблуком можно порвать собственный или чужой подол - и это только "вершина" айсберга проблем, которые может создать танцору обувь.
Мужская обувь для европейской и латиноамериканской программ различается фасоном и высотой каблука, женская же, помимо этих параметров, отличается еще и носом - в "стандарте" носят туфли с закрытыми пальцам, в "латине" - с открытыми, но и те, и другие практически сливаются по силуэту с ногой. Высота каблука ограничена только "сверху", но отказаться от каблуков не выйдет - их наличие необходимо для многих танцевальных фигур.
Танцевальная обувь имеет подошву наподобие замшевой, чтобы она умеренно скользила по паркету. Подошвы смачивают перед выступлением, если они слишком скользят. Между турнирами за замшей ухаживают с помощью специальной жесткой щетки. Конечно, для тренировок и турниров используется разная обувь. Верх обуви также изготавливается из тонкой кожи - она и хорошо тянется, облегая стопу танцора, и не так быстро изнашивается, как материя.
На декоративные элементы костюма и аксессуары налагается ряд ограничений. Так, запрещены религиозные мотивы в орнаментах и украшениях, а также живые цветы в любом виде. Не разрещается также надевать наручные часы. У выступающих в профессиональных соревнованиях пар в костюме часто бывают нашивки с логотипами спонсоров, но и для этих элементов существуют ограничения - определены как возможные размеры, так и расположение, и содержание этих нашивок.
Много внимания танцоры уделяют волосам и макияжу. Обычно спортсмены занимаются своей косметикой самостоятельно, специального визажиста не держат даже чемпионы мира. У мужчин волосы обычно стрижены относительно коротко и для удобства залиты лаком. Им разрешено носить длинные волосы (хотя и обязательно собирать их в "хвост"), однако этим мало кто пользуется. Дамы используют специальную яркую косметику и делают довольно "тяжелый" макияж, часто более яркий, чем вечерний, поскольку и зрители, и судьи будут смотреть на них с некоторого расстояния, и здесь, если хочется сделать лицо выразительным, более применимы правила сценического грима, чем повседневного визажа. Конечно, гамма макияжа подбирается с учетом внешности танцовщицы и расцветки ее платья, но никаких особых приемов, характерных только для мира бальных танцев, не существует. Косметику дамы накладывают перед турниром и придирчиво проверяют каждый раз после того, как покидают паркет между танцами, поправляя по необходимости.
В латиноамериканской программе принято также носить "знойный" загар, ведь он очень подходит по настроению к исполняемым танцам. Это связано и с освещением на паркете - в ярком электрическом свете кожа выглядит бледнее, и если она светлая от природы, танцор может совсем "побелеть", чего и избегает с помощью загара. Впрочем, к этому прибегают не все, так как не любой внешности загар подойдет. Чтобы поддерживать свой загар, многие танцоры посещают солярий. Те же, кто не любит искусственные солнечные ванны, пользуются перед турнирами автозагаром или тональными кремами.
Правила по прическам у детей и взрослых сильно различаются. Детям не разрешается носить макияж, а волосы нужно собирать в пучок, нельзя украшать и даже мелировать. Зато можно заплетать в косички - лишь бы они были аккуратно убраны.
Взрослые, конечно, пользуются гораздо большей свободой, им можно почти все - разве что не разрешается выходит на паркет с распущенными длинными волосами. Помимо укладки, дамские прически могут похвастаться специальными украшениями и шиньонами. В отличие от макияжа, укладку обычно доверяют профессионалам - делают ее прямо перед турниром, а потом только поправляют. Поэтому на соревнования партнерши прибывают с фенами, расческами и лаком, а до облачения в платье и выхода на паркет их скорее всего можно увидеть с волосами, убранными под сеточку.
Все эти прихорашивания - безусловно дорогое удовольствие, за которое танцоры должны либо платить из своего кармана, либо находить спонсоров. Причем с внешним видом нельзя "разобраться раз и навсегда" - год от года меняется танцевальная программа у пары, а со временем может измениться и внешность танцоров, поэтому "турнирное облачение" должно подстраиваться под эти факторы и соответствовать им. Разумеется, есть и танцевальная мода, и на соревнованиях разных уровней она разная. Но спортивными бальными танцами в большинстве своем заняты крайне увлеченные и преданные своему виду спорта люди, для которых все, о чем мы рассказали - не затруднения, а приятные и занимательные хлопоты. Они всегда готовы пойти на жертвы, которых требует красота - ведь именно ради красоты, воплощенной в танце, они и выступают.
Фото Светланы Курейчик
Ваш комментарий,
Belarus Open: танцевальная мода этого сезона
Исключительно неграмотно освещена тема, стилистически плохо… вопросы возникают при прочтении каждого предложения… едва заставила себя дочитать…
Как разноцветные бабочки, это
Как разноцветные бабочки, это танцующие девушки!
Статья очень и очень
Статья очень и очень интересная!!!!!!!!!!!! не знаю, какие могут вопросы возникнуть????? все четко и ясно описано, у журналиста неординарный подход!
О компетентности
В названии статьи фигурирует фраза "танцевальная мода этого сезона". Начиная читать я ожидала узнать что-то о тенденциях сезона и тп.. А то что описано здесь - рассчитано на дилетанта в спортивных танцах и вряд ли может претендовать на статью на специализированном "танцевальном" сайте, скорее это похоже на комментарии в периодических СМИ, которые никогда не утруждаются в том, чтобы разобраться в вопросе и действительно осветить тему (в частности речь идет о спортивных танцах в СМИ).
Вполне профессиональных статей достаточно на одноименном российском сайте, рекомендую автору их почитать.
Евгений
Статья отличная!!! что в ней такого некомпетентного мне не ясно! Читал и думал, хорошо, что на БЕЛОРУССКОМ сайте такая появилась, а зачем на российские смотреть...мы и так за всем миром повторяемся во всем, а тут подход хороший и необычный... и в названии не обязательно думать о сезоне как таковом...!!! Супер, мне нравится материал и фото клевые!
Александр
Класс!!!! давно так не смеялся!!!! редкая галиматья, а вот фото- действительно хорошие!!!
marina_valah, не слушайте!
marina_valah, не слушайте! Тут с ума,чтоли, все посходили? Отличная статья,интересная, а "критикам" стоило бы зайти на любой официальный сайт спортивных танцев и почитать регламент!